Восстановление речи после инсульта


Ишемический инсульт несет за собой серьезные последствия. Лечение больных, которые перенесли это состояние, длительное и сложное.

Речевая функция страдает очень часто, нарушая привычный уклад жизни. В этом деле важны регулярные восстановительные занятия. Какие существуют способы реабилитации и каков прогноз выздоровления?

Содержание:

  1. Почему так важно приступить к реабилитации
  2. Виды нарушений речи
  3. Какие существуют способы лечения афазии при поражении мозжечка
  4. Работа над восстановлением речи
  5. Психологическая помощь и социальная адаптация
  6. Прогноз восстановления

Последствия инсульта всегда затрагивают физическую и психологическую сторону жизни. Нарушения речи при правильном подходе хорошо поддаются коррекции. Главное в лечении – начать реабилитационные мероприятия как можно раньше.

На сегодняшний день существует множество восстановительных методик, которые подбираются индивидуально. Большую роль играет психологическая поддержка окружающих и социальная активность.

Почему так важно приступить к реабилитации


Ишемический инсульт – резкая недостача кровоснабжения с последующим разрушением определенного участка мозга. Чем обширнее участок – тем тяжелее последствия. Это ситуация, где первым делом борются за жизнь пациента. Уже позже анализируют степень поражения и приступают к восстановительной терапии.

восстановление речи после ишемического инсульта

После ишемического инсульта появляются поврежденные мозговые клетки, реанимировать которые невозможно. Задача в том, чтобы приспособить пациента к жизни с оставшимися здоровыми клетками. Это происходит не сразу. Требуются недели, месяцы, а иногда и годы.

В реабилитации должен быть заинтересован не только сам больной, но и его близкие.

Восстановление после инсульта – тяжелый и длинный путь, который так необходим пострадавшим. Проблемы с речью находятся на втором месте после двигательных дефектов. Однако, многие больные частично, а то и полностью приходят в норму. Все это требует силы воли и каждодневного труда.


Начинать реабилитационные процедуры нужно как можно раньше, не затягивая. Последующая работа, как правило, проводится всю оставшуюся жизнь. Сюда входят не только специальные занятия, но и меры по предупреждению повторного приступа.

Наибольшие продвижения у больных отмечаются именно по части возобновления речевой функции. Самые заметные результаты проявляются в первые шесть месяцев. После года сдвиги будут минимальными.

То есть наибольший эффект дает лечение, проведенное в первые месяцы, после сосудистой катастрофы. Вот почему так важно начинать действовать как можно раньше.

Виды нарушений речи

Нарушение речи или афазия встречается у 1/3 пациентов, которые пострадали от ишемического инсульта. Появление таких дефектов негативно сказывается на качестве жизни и психике больного. Зачастую он чувствует себя отрезанным от мирам и беспомощным.

Такие состояние требуют в коррекции и усиленной работы над собой. На сегодняшний день разработано множество методов восстановления речевой функции.

Для начала разберемся какие бывают виды афазии:

  1. Моторная. Развивается вследствие повреждения моторного центра. Пострадавший не может нормально выговаривать предложения и даже отдельные слова. При этом чужую речь он слышит и понимает. В результате собеседник слышит несвязный набор звуков или коротких слов.
  2. Сенсорная. Появляется после повреждений центра Вернике. Для такого нарушения характерна сложность в понимании чужой речи. У самого пациента говорить получается, но только отдельные слова, не связанные между собой.

  3. Семантическая. Вследствие повреждения определенного участка мозга, больному тяжело понять сложные предложения как в устной, так и в письменной речи. Больной перестает реагировать на окончания слов, предлоги, сравнения. Из-за этого возникают трудности в определении связей в предложении.
  4. Амнестическая. Пострадавший хоть и может вести диалог, но слова в большей степени принимают спонтанный характер. Человек зачастую просто не может вспомнить название предмета или действия.
  5. Тотальная. Самая серьезная форма патологии. Возникает как следствие масштабных повреждений мозга. Пациент не понимает окружающих и не способен что-то говорить сам. Через время может смениться на моторную афазию.

Чаще всего встречаются афазия легкой и средней степени тяжести и дизартрия. Дизартрия представляет собой сбои в речевом темпе и ритме. Эти патологии легче поддаются коррекции.

Какие существуют способы лечения афазии при поражении мозжечка

Лечебные мероприятия при поражениях мозжечка направлены на восстановление координации, двигательной активности и нормализации функции речи.

В современном мире представлены следующие методы:

  1. Хирургия. Проводится специальная операция, воздействующая на речевые зоны. Как результат происходит усиление кровообращения, улучшение функционирования нервных тканей. Делается только по показаниям и в случае, когда нет эффекта от других методов лечения.

  2. Фармакологический. Применяются препараты для активизации тех функций мозга, которые были утрачены вследствие инсульта. Они ускоряют метаболизм в нервных клетках. К ним относятся средства с аминокислотами, ноотропы и вазоактивные лекарства.
  3. Логопедический. Очень эффективная методика, которая в паре с медикаментозным лечением дает отличные результаты. Тренировки позволяют восстановить не только саму речь, но и письмо с чтением. Происходит активизация и приведение к нормальному функционированию поврежденного полушария. Легче всего поддаются такой терапии легкие и средние степени тяжести афазии. При тяжелых стадиях лечение дополняется другими методами.
  4. Физиотерапия. Направлена на стимуляцию мускулатуры, отвечающей за речь. Недостаток ее в том, что результат будет заметен только при моторной афазии.
  5. Иглорефлексотерапия. Благодаря этой методике корректируется артикуляция и улучшается деятельность речевого аппарата. Также как предыдущий способ, направлен на лечение афазии моторного типа.
  6. Биоуправление. Улучшается звено речевой функции. Не оказывает влияния на понимание речи собеседника. Обладает узкой направленностью, применим для некоторых видов нарушения речи.

На ряду с другими современными методами, логопедические занятия занимают одно из лидирующих мест. Они применимы к большому числу подтипов афазии и имеют практическую эффективность. Позволяют улучшить не только саму речь, но и ее понимание.

Работа над восстановлением речи


Восстановление речи после инсульта включает занятия со специалистом и самостоятельные упражнения. Не стоит забывать, что самый лучший результат приносит работа в первые 3-6 месяцев.

восстановление речи после ишемического инсульта

Чем дальше, чем меньше будет отдача. Необходимо приложить максимум усилий именно в этом периоде.

Лучше всего проводить занятия ежедневно. Минимум – три раза в неделю, иначе не будет должного эффекта. Программа действий зависит от степени и характера нарушения речи.

Но принципы для любой терапии остаются одинаковыми:

  • раннее начало занятий
  • первым делом нужно устранить проблему непонимания речи и ее смысловой структуры
  • работа должна проводиться над всеми речевыми аспектами
  • нужно включить чтение и письмо
  • родственники, друзья и медицинские работники должны принимать участие в восстановительной терапии

Следует отметить, что в реальности редко встречается какой-то определенный тип афазии. Чаще всего присутствуют смешанные виды.

Следующий комплекс упражнений не повредит при любых нарушениях речи:

  1. Нужно вытянуть губы в трубочку и сохранять это положение от 3 до 5 минут. Сделать 5-10 подходов.

  2. Необходимо открыть рот и вытянуть вперед шею. При этом язык должен быть максимально высунут. Продержаться в таком положении несколько секунд. Провести 5-10 подходов.
  3. Широко улыбнуться, обнажив зубы. А после этого улыбнуться с закрытым ртом. Повторить несколько раз.
  4. Клацать языком, изображая лошадку 15-20 раз подряд.
  5. Высунуть язык и пытаться достать то подбородок, то нос.
  6. Захватить сначала верхней челюстью нижнюю губу, а потом нижней – верхнюю. Повторить по 5-10 раз с каждой стороны.
  7. Облизываем губы круговыми движениями по часовой стрелке и против нее. По 5-10 раз в каждом направлении.
  8. Произнести букву «у» с вытянутыми губами. После этого перейти к произношению звука «ы», при этом напрягая челюсть.
  9. Нужно скрутить язык в трубочку несколько раз подряд.
  10. Двигаем языком от одной щеки к другой, не касаясь зубов.

Отличный способ коррекции моторной афазии – чтение стихов, поговорок, песен. Перед тем как приступить к тем или иным упражнениям лучше получить консультацию логопеда.

Он подберет наилучшие методики, адаптированные к конкретному виду нарушения речи.

Рекомендации от специалиста по поводу восстановления речи после ишемического инсульта — смотрим на видео:


Психологическая помощь и социальная адаптация

Нередко больные, перенесшие инсульт, также страдают от астентно-депрессивного синдрома. Он отмечается быстрой утомляемостью и низкой активностью. И это неудивительно, ведь произошли необратимые изменения в организме, добавились новые препятствия и ограничения.

Уход за больными не должен ограничиваться медикаментозной терапией, процедурами и упражнениями. Важнейшую роль для дальнейшей жизни играют психологическая помощь и адаптация в новых условиях.

Такие последствия инсульта, как ограничения движений, нарушения речи, боли, неспособность участия в прежних делах и жизни очень часто приводят к раздражительности и депрессии. Больной старается еще больше изолироваться от общества, ведь теперь он «не такой как все».

На этом этапе пострадавшему показана работа с психотерапевтом, назначение антидепрессантов. Большое значение имеет помощь и понимание со стороны родственников и близких людей.

Им следует прислушаться к следующим советам:

  1. Не повышайте голос на больного, и уж тем более, не ругайте его. Люди, перенесшие инсульт, очень чувствительны к шуму.
  2. Проявляйте терпение, не торопите события. Если логопедические занятия не дают сиюминутного результата, не выказывайте своего раздражения.
  3. Поймите, что нарушение речи – не значит умственная отсталость. Если речь пострадавшего кажется несвязной, это не значит, то он ничего не понимает.

  4. При некоторых видах афазии, больным тяжело понять сложные предложения. Говорите простыми фразами.
  5. Пациенты очень страдают от отсутствия общения. Не забывайте уделять внимание человеку, задавать ему вопросы.
  6. К больному нужно относиться с особой внимательностью. Ни в коем случае нельзя его нарочно изолировать. Лучше подсказать то слово, которое он забыл.
  7. Крайне важна для полноценной жизни социальная адаптация. Отлично, если последствия недуга не обширные и позволяют вернуться к прежней сфере деятельности или делу. Можно попробовать себя в более простой работе.

Если пациент пожилого возраста и уже на пенсии, обязательно нужно найти круг интересов. Отлично, если пострадавший выберет себе какое-то хобби, будет посещать театр и выставки. Эта группа пациентов особенно нуждается в психологической поддержке со стороны родных.

Интенсивность лечения людей в возрасте меньше, а продолжительность – больше.

Если пострадавший молодого возраста, с небольшими нарушениями, нужно максимально оказать ему поддержку. Молодые люди легче поддаются лечению и быстрее восстанавливаются. Нужно дать им понять, что жизнь не заканчивается и нужно двигаться дальше.

Для больных существуют специализированные санатории. В них предлагаются различные процедуры, занятия, курсы массажа. Кроме того, человек получает дополнительную порцию общения и новых впечатлений.

Прогноз восстановления

Точный прогноз относительно сроков восстановления после инсульта дать довольно сложно. Как правило, исход зависит от масштаба поражения мозга и локализации. Чем раньше была оказана помощь после приступа, тем меньшие будут его последствия.


восстановление речи после ишемического инсульта

В одни случаях через время наступает полное выздоровление, в других – дефекты остаются на всю оставшуюся жизнь. Такие пациенты требуют длительной реабилитации, зачастую пожизненной.

Схематически реабилитационные сроки можно представить следующим образом:

  • Степень нарушения
  • Частичное восстановление
  • Полное восстановление

Минимальные нарушения по неврологической сфере – небольшой паралич лицевых мышц, разлад координации, головокружения потребует для лечения:

  • 1-2 мес. для частичного восстановления
  • 2-3 мес. — для полного

Выраженные неврологические нарушения – сильный паралич рук, ног и лица, дискоординация:

  • До возможности самообслуживания – 6 мес.
  • Редко встречается и требует регулярной работы в течение многих лет

Тяжелые формы неврологических нарушений – паралич половины тела, выраженные речевые дефекты:

  • До возможности сидеть без помощи – 1-2 года
  • полное восстановление невозможно

Из приведенного выше видно, что исход после инсульта во многом зависит от степени поражения организма. При самых сложных формах полностью вернуться к прежнему состоянию не удастся. Однако, это не значит, что нужно опускать руки.

Условно, исходы после инсультов разделяют на следующие группы:


  1. Больной полностью восстанавливает трудоспособность.
  2. Возможен возврат к прежней работе с пониженными требованиями или переход к более простой профессии. Полная независимость в бытовом плане.
  3. Невозможность выполнения прежней работы. Необходимость в помощи при пользовании ванной комнатой, переодевании, обувании. Иногда требуется помощь при перемещени.
  4. Значительная зависимость от окружающих. Бытовые нужды и действия реализуются только с посторонней помощью.
  5. Полная потеря самостоятельности. Невозможность самообслуживания.

В тяжелых случаях происходит отмирание слишком большого участка мозга. Разрушаются нейроны, отвечающие за важные процессы, а оставшиеся клетки просто не способны взять на себя всю работу. Тогда борьба за здоровье длится пожизненно.

Реабилитационные мероприятия играют важнейшую роль и способны значительно скорректировать ситуацию. После легких последствий, при правильном лечении и проведении упражнений человек может полностью восстановить утраченные функции, в том числе и речь.

Чем серьезней поражения, тем дольше будет путь терапии и выздоровления.

vekzhivu.com

Как восстановить речь после инсульта

Кроме физиотерапевтических процедур, медицинских препаратов и занятий с логопедом, существует ряд значимых упражнений, которые могут выполняться пациентом самостоятельно или с участием родственников, направленных на восстановление функции говорения. Их можно условно разделить на 4 группы:

  • для мимических мышц лица;
  • для жевательных мышц и языка;
  • для собственных мышц гортани и шеи;
  • дыхательные упражнения.

 

Упражнения для мимических мышц

1. Улыбка.

Сначала растягиваем губы за уголки в стороны, вверх, вниз, вызывая пассивную улыбку. Затем просим удержать это положение мышцами и отпускаем руки. Когда получится зафиксировать, отрабатываем активное движение. Если с одной стороны лица повышена спастика, придерживая за щеку, ограничиваем «размер» улыбки, а с другой стороны помогаем растянуть ее до оптимального расстояния. Для слабой стороны упражнение выполняется на 2-3 раза больше, спазмированную часть лица в это время поглаживаем круговыми движениями.

2. Визит к стоматологу.

Пациенту нужно оскалиться, не размыкая челюсти. В начале упражнений, необходимо придерживать за подбородок и показывать медленно, как размыкаются губы. Затем прибегнуть к пассивному оскалу. Если у больного движется хотя бы одна рука, он может сам выполнять оба описанных упражнения. Следующая стадия — активный оскал с удержанием такого положения.

3. Поцелуй — складывание губ трубочкой, если получается, то с характерным звуком.

После освоения этих трех упражнений выполнять их слитно в любом порядке без фазы расслабления. Количество повторений не ограничено, если выполняет сам пациент. При выполнении с помощью ориентироваться нужно на внешние признаки утомления, желание продолжать работу.

 

Упражнения для жевательных мышц

  1. Сжатие и расслабление челюстей. При потерянной чувствительности убедиться, что язык не попадает между ними.
  2. При сжатых челюстях движение языком вправо-влево, вверх по небу, вниз к основанию.
  3. Широко раскрыть рот — закрыть, сжать челюсти. Можно легко придерживать подбородок, оказывая сопротивление при открывании рта. Если получается, сочетать с любыми гортанными звуками.
  4. Раскрыть рот и выполнять движения языком — вперед-назад, вправо-влево, сворачивать в трубочку, попытаться тянуть к кончику носа. По мере освоения — увеличивать частоту.
  5. При отсутствии нарушений в жевании и глотании 3 раза в день по 15 минут жевать жвачку.

 

Упражнения для мышц гортани и шеи

  1. Звуковое сопровождение дыхания — мычание на каждый выдох с изменением интонации. Можно имитировать боль, скуку, злость. Менять громкость и тембр звуков.
  2. Включить знакомую музыку и попросить пациента пропеть ее. Повторять звуки животных, падения предметов, работы технических устройств. Все выполнять с закрытым ртом.
  3. Глотание слюны с поворотом головы вправо и влево, забросив голову вверх и опустив ее к груди.
  4. Искусственные кашель и чиханье.

 

Упражнения для восстановления речи после инсульта

Акт вдоха-выдоха сочетается с активным произношением любых звуков. Сначала больной повторяет услышанные, вспоминает ранее знакомые и потом произвольно воспроизводит то, что в данный момент считает нужным.

  1. Активное дыхание с открытым ртом и пропеванием гласных а-о-у-и-э -ы, которые получаются у пациента. Не более 1 минуты без отдыха. Поем под музыку, ритмичную и хорошо знакомую.
  2. Надутые щеки — выдох силой, не разжимая губ. Игра пальцами на выдохе по губам, как по струнам, хлопками, зажимами по центру и по бокам. Добиваться громкого исполнения, но контролировать давление и пульс. Не более 10 повторений.
  3. Хрип, свист, имитация звуков животных, цоканье языком, шепот, крик, протяжный звучный поцелуй, чавканье.

Все эти упражнения активизируют сохранившиеся нейроны головного мозга и восстанавливают речевую функцию. Пациент должен доверять человеку, занимающемуся с ним, не стесняться его, чувствовать веру и поддержку всех близких.

Более подробно с основами лечебной физкультуры для людей, перенесших инсульт, можно прочитать тут.

pro-varikoz.com

Почему нарушается речь

Нарушение речи при инсульте лишает больного способности общения. Он становится пассивным и подавленным, наблюдается явная склонность к депрессии. А кроются основные причины сложившегося состояния в негативных изменениях, произошедших в зонах мозга, ответственных за речь (Вернике и Брока). Если поражена зона Брока, пациент полностью утрачивает речь. При повреждении зоны Вернике она становится бессодержательной.

Некротические повреждения мозга и его атрофия после инсульта непоправимы. Чтобы неповрежденные участки мозга начали выполнять несвойственные им функции речи, понадобится немало времени. У правшей речевой центр размещается в левом мозговом полушарии. Но некоторые виды патологии одновременно воздействуют на лобную и теменную доли мозга, а также на мозжечок.

Афазия после инсульта часто возникает, если патологический процесс локализовался в бассейне средней левой артерии мозга.

Инсульт

Виды расстройств речи

Расстройства речи после ишемического инсульта делятся на две большие группы, каждая из которых при терапии нуждается в особом подходе:

  1. Афазия. Нарушается непосредственно речевая функция. Больной не имеет возможности произносить простейшие слова. Чаще всего при афазии также теряется способность воспринимать речь во всех ее проявлениях;
  2. Дизартрия. У больных нарушается произношение звуков и слов. Собеседников они понимают, возможности писать и читать не утрачивают. Артикуляция нарушается из-за поражения лобных долей мозга и отделов его подкорковых структур.

В соответствии с этапами протекания различают несколько разновидностей афазий:

  • тотальная – наблюдается сразу после инсульта – в течение первых нескольких дней. Пациент не способен отреагировать на прямое обращение, не может вспомнить даже самых близких людей;
  • моторная – пациент может понимать все, что ему говорят, но возможности ответить собеседнику не имеет. Иногда он может произносить невнятные звуки. Развивается при поражении нижней теменной и лобной зон мозга;
  • сенсорная – пациент не распознает письменную и устную речь, однако звуки и слова слышит. Возникает при негативном воздействии на височную область мозга.

Поражения структур мозжечка характеризуются увеличением мышечного тонуса или вялым параличом всех органов речевой системы (глотки, гортани, неба, языка, губ). Голос становится глуше, больной не может четко выговаривать согласные, речь его замедленна.

Но инсульт далеко не всегда вызывает потерю речи. Последствия ишемических поражений могут выражаться по-другому: иногда пациент, наоборот, говорит очень много. При этом он не способен контролировать свою речь полностью – производит замену одних слов на другие, складывает их по принципу похожести звуковых сочетаний, пренебрегая истинным значением. Иногда пациент теряет способность запоминать имена окружающих, названия знакомых предметов и действий. В таком случае он часто разговаривает без существительных, и понять его очень трудно.

Нарушение речи после инсульта

Для восстановления речи пациента после перенесенного инсульта его родным стоит вспомнить о способах невербального общения: жестах и мимике.

Принципы лечения речевых расстройств

При проведении диагностики нарушений врачи составляют протокол речевых исследований перенесшего инсульт пациента. Отраженные в истории болезни сведения помогают специалисту определить, как восстановить речь после инсульта. Они позволяют отследить улучшение или ухудшение самочувствия больного и, если нужно, провести корректировку терапии. В настоящее время существует немало способов лечения расстройств речи. В состав комплексной терапии могут быть включены:

  1. Визуальное наблюдение за речью с использованием метода функционального биоуправления. У больных с расстройством понимания положительных сдвигов при этом способе добиться затруднительно;
  2. Психологическая помощь. После инсульта больного преследуют мысли о необратимости произошедших с ним перемен. Ему и его родственникам нужно доходчиво объяснить, что сегодня инвалидность по речи – исключение, а не правило;
  3. Логопедические занятия. При проведении «уроков» логопеды нередко применяют методы лечения мелодическими интонациями. Они довольно эффективно активируют деятельность правого мозгового полушария. Сейчас подобный метод используют с применением компьютерных технологий;
  4. Медикаментозная терапия. Предупреждает развитие осложнений и улучшает кровоснабжение мозга;
  5. Физиотерапевтические средства. При моторной форме афазии на пораженные центры коры головного мозга и речевую мускулатуру можно воздействовать импульсным магнитным полем, но пока эта методика широко не используется. Иглорефлексотерапия применима для корректировки артикуляции, но сведений об ее результативности пока нет;
  6. Применение стволовых клеток. Метод подразумевает обновление и реабилитацию поврежденных ишемическими процессами мозговых структур. Из биоматериала больного извлекают стволовые клетки. Отобранный биологический материал наращивают до требуемых объемов и по определенной схеме вводят пациенту внутривенно;
  7. Оперативное вмешательство. Суть операции (экстра-интракраниальный микроанастомоз) заключается в имплантации поверхностной височной артерии в кортикальную ветвь средней мозговой артерии. В значительной мере восстанавливается кровоснабжение мозга, стабилизируется функциональная деятельность нервных окончаний. Операцию назначают, если не удалось добиться ощутимых результатов другими методами или проводить их невозможно.

Проведение операции

Обычно восстановление речи после инсульта начинается с растормаживания произношения. Параллельно пациент принимает определенные лекарственные средства. Неплохого эффекта удается достичь при регулярном употреблении «витаминов для мозга» (ноотропные протекторы) на фоне музыкотерапии. Резкое замедление произношения в восстановительный период может сигнализировать о повторном инсульте. В таком случае больного нужно госпитализировать и дополнительно обследовать.

Профессиональные «секреты» логопеда

Наибольшего эффекта восстановления речи можно добиться при продолжительной работе специалиста. Логопед, спустя определенное время после инсульта, знакомится с пациентом: проверяет его реакции на шепот, приглушенный звук. Со временем упражнения становятся сложнее. Специалист не заостряет внимание на выговоре определенных звуков или слов, больному нужно научиться понимать их значение, улавливать смысл.

Тематику для занятий выбирают из хорошо известных пациенту событий и фактов. Специалист начинает фразу, пациент ее заканчивает. Обычно пациенты дают хорошую реакцию на знакомую песню, пытаясь подпевать. Поначалу слова звучат невнятно, но пациенту по душе антураж занятий. Если пациент достаточно окреп и способен держать в руке карандаш, используется и эта возможность. Логопед, показывая больному тематические картинки, предлагает их перерисовать.

Первые занятия речевой гимнастики длятся не более 15 минут. Перерывы между ними логопед определяет, исходя из состояния больного. Спустя пару месяцев длительность «уроков» увеличивается до получаса. Вне стен медицинского учреждения заниматься с больным разрешается после контрольных врачебных осмотров. Советы логопеда помогут выбрать наиболее подходящие упражнения.

Если помощь логопеда «запоздала», речевые нарушения становятся устойчивыми. Лечение афазии после инсульта при таких обстоятельствах – прерогатива логопеда-афазиолога. У этого специалиста в арсенале есть свои логопедические приемы восстановления речевых функций на поздних стадиях.

Домашние упражнения

Для восстановления способности говорить и воспринимать речь после инсульта пациенту нужно ежедневно выполнять специальные упражнения:

  1. Свернуть язык в виде трубочки;
  2. Открыв рот, потянуться вперед шеей и как можно дальше высунуть язык. Упражнение можно выполнять, шипя, как змея;
  3. Облизывать губы по кругу – сначала в одну сторону, потом в другую;
  4. По кругу проводить языком по зубам, деснам, небу. Рот при этом должен быть закрыт;
  5. Загибать язык в направлении мягкого неба;
  6. «Цокать» языком;
  7. Пытаться достать языком подбородка и носа.

Завершать гимнастику для губ и языка лучше веселыми заданиями, поднимающими настроение:

  • слать воздушные поцелуи, как можно громче чмокая;
  • улыбаться в полный рот, показывая зубы.

После инсульта в домашних условия очень эффективно пение. Для пациента нужно петь, он при этом может пытаться подпевать, растягивая слоги или окончания слов. Можно вместе с пациентом проговаривать скороговорки – они хорошо помогают восстанавливать речевые функции. С текстами скороговорок поможет определиться логопед. Он подберет сочетания слов, которые улучшат дикцию конкретного пациента и восстановят артикуляционную подвижность его языка.

cardioplanet.ru

Как начать реабилитацию?

Сразу после стабилизации общего состояния больного, специалисты рекомендуют начать заниматься с ним оптимизацией речевых навыков в домашних условиях. Безусловно, для того чтобы восстановление после инсульта  произошло более быстро и эффективно, проводить с пациентом занятия должен логопед. Однако поддержка и помощь членов семьи, совместные упражнения не менее необходимы.

С человеком, перенесшим инсульт, должен заниматься логопедЛогопед будет применять различные методики. Поскольку речь идет о постепенном восстановлении речи, можно комбинировать и выбирать наиболее эффективные упражнения. В частности, это могут быть занятия при помощи карточек, детского лото, чтение букваря и других несложных детских книг, произношение слов по слогам и целиком. Именно логопед подскажет, как после инсультного состояния заменить речь при помощи языка жестов и многого другого.

Дополнительные советы и рекомендации

Окружение человека, перенесшего инсульт, собственным вниманием и заботой тоже может внести свой вклад в процесс возвращения его к привычному жизненному ритму. Следует обратить внимание на то, что:

  • недопустимо избегать с больным речевых контактов;
  • речь в рамках общения должна оставаться медленной, не очень громкой и спокойной;
  • необходимо задавать пациенту различные вопросы, петь одновременно с ним или проговаривать несложные скороговорки.

Значительного эффекта можно достичь, если заниматься чтением вслух, а после этого просить инсультника пересказать их. Можно использовать различные числовые ряды, предложив, допустим, называть дни недели в определенном порядке. Все это может делать не логопед, а кто-либо из членов семьи в домашних условиях.

Общие особенности

В условиях абсолютной потери речевых способностей необходимо производить определенные отдельные звуки и слоги. Для этого пациенту говорят некоторую часть слова или фразы, но при этом не договаривают окончания до конца, чтобы речь не была настолько понятна. Человек должен попытаться самостоятельно их проговорить. Планомерно общий объем произносимых слов должен становиться все больше.
Завершающим этапом окажется повторение небольших стихов, четверостиший и скороговорок.

Инсультник должен каждый день произносить скороговорки

Положительно на развитии речевых способностях сказывается пение. Если пациент будет слышать песни, а затем совместно с членами семьи будет пытаться пропевать услышанное, то это у него получится гораздо быстрее, чем привычная речь. В связи с этим необходимо обязательно внедрять представленную методику реабилитации пациентов после инсульта для того чтобы восстановить речевые способности и сделать речь более понятной.
Важным этапом восстановления речи является возобновление способности произносить звуки. Это объясняется тем, что человек, предположительно, может находиться в состоянии разговаривать. Однако в силу продолжительного нарушения деятельности мимических и жевательных мышц отмечается их планомерное застывание.
Желательно, чтобы на этом этапе восстановлением занимался логопед, комбинируя упражнения по мере необходимости. В домашних условиях таких действия будут менее успешными. В таких ситуациях речевой аппарат подлежит активной разработке за счет:

  • упражнения по сворачиванию губ в узкую трубочку;
  • длительного оскаливания зубов, рычания;
  • максимально возможного выдвигания языка вперед, что несовместимо с народными средствами;
  • незначительного прикусывания челюстями по очереди каждой губы;
  • облизывания губ при помощи в любых направлениях (слева-направо и в обратном – идеально восстанавливает речь).

Для того чтобы упражнения были эффективными и усилия, которые приложил логопед, не прошли зря, следует помнить о регулярности при осуществлении данных занятиях. Допустимо также изучать руководства, как восстановить речь после инсульта.

Упражнения

Разработано множество упражнений, позволяющих восстановить речевой аппарат. Зависят они от разновидности афазии. Например, при эфферентной моторной афазии действенными будут следующие занятия: завершение пословиц, поговорок по смыслу, а также подсчет предметов, производимый с опорой на цифры.
Можно воспользоваться также методом противопоставлений (белый – черный). Одно слово проговаривает член семьи, следующее – больной. Важна также вербализация поступков (пациента детально проговаривает то, что он делает, оптимизируя речь).

Вербализация действий после инсульта - действенный способ тренировки речи
При афферентной моторной афазии следует заниматься чтением стихов, ритмически проговаривать их с синхронным отстукиванием ритма произносимого. Логопед может наставить на осуществлении счета от 1 до 10, перечислении дней недели.
Динамическая афазия подразумевает внедрение «ролевых бесед», которые обыгрывают конкретную ситуацию. Допустимо также составление открыток и поздравительных текстов, писем. Желательным элементом будет прослушивание текстов по сюжету, а также положительные или отрицательные ответы.
К другим формам относится:

  • сенсорная афазия – выбор правильного названия предмета, ответы на простые вопросы или участие в диалоге, заполнение пустых мест во фразах, составление небольших рассказов из серии картинок по сюжету;
  • акустико-мнестическая афазия – прослушивание текстов и ответы на простые вопросы, словарные диктанты с планомерным усложнением фраз, устное составление предложений по коротким фразам, классификация услышанных слов по какому-либо признаку;
  • семантическая афазия – описание плана комнаты, пути следования, составление предложений с союзами, изложение, импровизации на определенную тему, возможность завершить рассказ, повесть;
  • амнестическая афазия – обобщение зрительных картинок и самостоятельное изображение определенных предметов, которые были обозначены словами-названиями. Необходимо также вычленение основных предметных признаков (объектов или явлений), что несовместимо с народными средствами.

Лекарственные препараты

Медикаментозных средств, назначаемых именно при потере речи, не существует. Однако разработаны препараты, помогающие справиться с инсультом в целом. Речь идет о Церебролизине и глицине, которые известны как наиболее безопасные. Они не имеют побочных действий, зато стабилизируют показатели давления и мозговое кровообращение.
Для лечения инсульта назначаются такие препараты, как энцефабол, виноцетин, актовегин – они позволяют улучшить общее состояние здоровья. По показаниям происходит назначение и внедрение внутривенно гипотензивных, вазотонических, спазмолитических, кардиотонических и противоотечных лекарственных средств.

Специальных препаратов, восстанавливающих речь, не существует
Антигипоканты и антиоксиданты прописывают зачастую при лечении всех инсультников, потому что они форсируют насыщение клеток мозга за счет кислорода и оптимизируют гиподинамику. Отлично зарекомендовал себя в данной роли мескидол.
Показано также назначение антидепрессантов, чтобы ускорить процесс, в соответствии с которым восстанавливается речь. Благодаря их воздействию получается не только избежать чувства страха, но и ликвидировать отрицательные симптомы. Их испытывает любой пациент с нарушениями мозговых процессов.

headexpert.ru