После инсульта как восстановить речь

После инсульта, при нарушении речевых процессов очень важно вовремя заняться этой проблемой и начать проводить реабилитацию.

Своевременно оказанная помощь сможет полностью восстановить функции речи или же частичное восстановление, но при этом реабилитационные мероприятия помогут больному адаптироваться к новым для него условиям жизни.

Какие бывают виды нарушения речевой функции?

Факт потери навыков разговора после инсульта врачи разделили на две основные категории, которые возникают чаще всего: сенсорная афазия и моторная. От того какой вид нарушения речевой функции у конкретного человека зависит характер повреждения коры головного мозга. Отличаются они друг от друга возможностью восприятия больным общения посторонних людей.

  • При моторной афазии человек, как правило, понимает, о чем говорят. Но при этом не может выразить свои мысли словами. Человеку тяжело читать или писать, порой, он этого не может. Этот вид характерен для поражения нижней лобной и теменной областей.
  • Сенсорная афазия отличается тем, что человек не воспринимает речь в принципе. Даже, если больной издает какие-то звуки, похожие на слова – помните, что он при этом не контролирует свою речь. Возможно, что пациент сможет даже читать, но, увы, он не поймет смысла прочитанного. Возникает, как правило, при нарушении кровотока в височной области.

Меры, помогающие восстановить речь

Есть несколько советов опытных специалистов о том, какие нужны меры для восстановления речи и как необходимо себя вести с человеком, пережившим инсульт. В первую очередь следует помнить, что все будет происходить постепенно. В первые дни человек может не понимать что произошло, не узнавать знакомых и даже самых близких людей. Бывает, что человек изначально и вовсе молчит и никак не реагирует на человеческое общение. Однако, спустя несколько дней это начинает проходить, и дальнейшее поведение будет зависеть от вида нарушения, которое имеется у данного пациента.

Для реабилитации пациента необходима слаженная работа близких ему людей и специалистов. Очень важно не запускать, а сразу приступать к постепенным занятиям, как только врачи дадут на это добро.

Почему желательно подключить к этой проблеме логопеда? Профессионал поможет грамотно подобрать правильный комплекс упражнений и предостережет от возможных ошибок. Но даже, если нет возможности обратиться к специалисту – не стоит опускать руки, так как неплохих результатов можно при желании добиться и без него, главное грамотно и последовательно все делать. И заниматься регулярно.

Самые распространенные ошибки

Это одни из самых распространенных ошибок, которые многие родственники допускают по незнанию. Постарайтесь их избежать во время восстановительного периода:


  • Не торопитесь. Не стоит пытаться делать все и сразу. Здесь главные принципы: постепенность, терпеливость, пошаговые занятия.
  • Не начинайте с изучения звуков. Многие, обнаружив лишь нечленораздельное мычание у больного родственника, спешат ознакомить его с буквами и звуками. Не стоит этого делать. Специалисты советуют начинать сразу со слов, причем использовать их в контексте.
  • Однообразие. Если на каком-либо стадии реабилитационных упражнений пациент начинает произносить какое-то слово – не стоит на нем делать упор и постоянно «гонять» его по кругу. Продолжайте занятия, осваивая новые слова.

С чего же начать восстановление речи?

Начинать лучше всего с того, что больной знал до этого достаточно хорошо. Повторяйте имена близких ему людей. Попробуйте вспомнить его любимые стихи или песни. Обязательно пытайтесь задействовать человека в этих беседах. Если он не может повторить – пусть сначала жестами показывает и подает знаки. Затем постепенно пытаться проговаривать с ним. Помните, что все то нужно делать спокойно, медленно и четко. Порой, после инсульта больной не воспринимает разговор нескольких людей, говорящих одновременно.


Записывайте в тетради все ваши занятия и успехи по датам. Когда пациент начнет поправляться и сможет писать сам – помогите ему в этом. И с тех пор это должна быть его маленькая обязанность, до этого момента – записывайте, но просите проговорить с вами и повторить самостоятельно. Бывают ситуации, когда у правши парализована действующая рука, в таком случае необходимо учить его пользоваться левой рукой. Параллельно с этим необходимо делать комплексные упражнения для правой руки. В дальнейшем, левая рука станет помощником и поддержкой в первых попытках движений правой. Уделяйте этому должное внимание, так как постепенная разработка парализованной руки так или иначе связана с постепенным пробуждением мозговой деятельности в частях мозга, отвечающих за способность говорить.

Логопеды советуют начинать заниматься с карточек. Показывать предметы на картинках, называть и объяснять, для чего они нужны. Просить повторить название предметов на карточках. Задавайте вопросы, чтобы человек пытался вспомнить название предмета по его функциям.

В помощь также отлично подойдут детские игры на развитие речи, букварь, детские пособия.

Посоветуйтесь со специалистом, он поможет подобрать комплекс гимнастики для речевого аппарата, который будет способствовать лучшей артикуляции. Она поможет разработать подвижность мышц, которые задействованы в процессе разговора.


признаки инсульта и микроинсульта у мужчинПерейдите по ссылке, что бы узнать о том каковы признаки инсульта и микроинсульта у мужчин.


О том, что такое микроинсульт рассказано в этой публикации.

Несколько советов о том, как вести себя с пациентом родственникам

  • Во время занятий будьте терпеливы, спокойны, но иногда требуется проявить немного настойчивости.
  • Постарайтесь заинтересовать больного, чтобы он старался заниматься и самостоятельно. Это поможет достичь желаемого результата скорее.
  • Не стоит допускать постоянного времяпровождения с компьютером или телевизором. Ограничивайте время до 2-3 часов, при этом старайтесь фильтровать просматриваемый материал, чтобы он имел исключительно положительный характер. Вспомните, чем увлекался ваш родственник, и включайте программы или фильмы, которые будут вызывать положительные впечатления, а возможно и невольные комментарии. Просите рассказать о том, что же он смотрел.
  • Говорите медленно, внятно и не повышайте голоса при разговоре, помните, что пациент не оглох, а плохо воспринимает речь.
  • Старайтесь, чтобы человек не чувствовал себя отрешенно от остального мира. Вовлекайте его в дискуссии, приглашайте его знакомых и старайтесь «расшевелить» на пусть и своеобразное, но общение.

Помните, что после такого серьезного заболевания как инсульт – больному тяжело привыкнуть к новой ситуации и порой смириться со своей некоторой беспомощностью. У таких людей наблюдается характерные для их состояния вспышки агрессии, жалости к себе. Человек будет пытаться выразить свои мысли при помощи жестов, мимики, возможно у него не всегда это будет получаться и тогда важно поддержать и помогать.

Для скорейшей реабилитации необходимо проявить огромное терпение. Спокойствие и благожелательная обстановка, а также регулярные занятия могут творить чудеса!

vashagolova.com

Как вернуть нормальную речь после инсульта

Как показывает практика, чтобы произошло полное восстановление речи после инсульта, пациентам потребуется более шести лет.

Специалисты считают, что результат напрямую зависит от желания и усердия самого больного. Так как все люди разные, то и выздоровление у всех происходит с различной скоростью.

За ходом восстановления речи обязательно должен следить врач-логопед. Именно он назначает либо лечение при помощи медикаментов, либо специальные упражнения. Многие родственники считают, что могут справиться сами, однако это глубокое заблуждение. Можно не только загубить все лечение, но и нанести вред человеку после инсульта.

Существует несколько видов расстройства речи, каждый из них требует индивидуального подхода в лечении.

Виды речевых расстройств


Афазия

  1. Афазия. Этот вид характеризуется нарушением непосредственно речи, при котором человек не способен воспроизводить даже самые элементарные слова. Проявляется афазия отсутствием способности распознавать речь в любом ее проявлении. Но отдельные звуки и слова пациент все же способен воспринимать. Кроме того, человек после инсульта не способен воспроизводить даже самые простые слова, так как в основных отделах неокортекса отсутствует важный импульс. Есть еще одна разновидность этой формы — тотальная афазия. Ее отличие заключается в том, что больной не может ни говорить, ни осознавать смысловое значение слов, произносимых другими людьми.
  2. Дизартрия. У пациентов, имеющих заболевание этой формы, происходит нарушение произношения слов и звуков. Несмотря на то что человек отлично понимает речь других людей, к тому же он не утратил способности к письму и чтению, все-таки он не может правильно произносить слова.

Это связано с тем, что мышцы, отвечающие за выполнение речевой функции, не работают так, как нужно. При этом происходит нарушение артикуляции, которое вызвано поражением зон головного мозга.

Как лечить афазию и дизартрию

Многих очень волнует вопрос, как восстановить речь после инсульта. Сегодня многие специалисты работают в этом направлении, поэтому восстанавливать утерянную способность говорить после инсульта можно несколькими способами.

Способы лечения афазии.

Лечение афазии

  1. Логопедический метод. Для лечения пациента используются различные упражнения для восстановления речи. Во время тренировок специалисты часто используют терапию мелодической интонации, которая служит для активизации функций правого полушария мозга. В наше время такой метод проводится при помощи компьютерных технологий. При взаимодействии инновационных технологий и фармакологических методов можно достигнуть желаемого результата и полного восстановления речи. При афазии более тяжелого уровня специалисты могут назначить еще ряд дополнительных мероприятий для возвращения поврежденного полушария мозга в нормальное состояние.
  2. Хирургическое вмешательство. С помощью экстра-интракраниального микроанастомоза можно произвести реваскуляризацию пострадавших после инсульта речевых зон. Благодаря этому улучшается кровообращение головного мозга и происходит оптимизация состояния нервных клеток с возвращением к ним функциональной деятельности. Назначается ЭИКМА, когда прочие методы для восстановления речи не принесли положительных результатов или не имеется возможности для проведения необходимых мероприятий.

  3. Физиотерапевтические процедуры. К ним относится электростимуляция речевой мускулатуры. Этот метод очень эффективен при наличии диагноза моторная афазия, но пока он не имеет широкого распространения. Терапия при помощи иглорефлексии. Можно откорректировать артикуляцию, а также восстановить речевую деятельность. Иглорефлексотерапия назначается и при моторной афазии, однако на сегодняшний день информация о ее эффективности отсутствует.
  4. Можно осуществлять визуальный контроль над речью при помощи функционального биоуправления, но положительного результата при этом методе у пациентов, имеющих расстройство понимания, добиться довольно трудно.

Лечение дизартрииСпособы лечения дизартрии:

Основой лечения дизартрии является обучение пациента, перенесшего инсульт, заново произносить слова. Для этого необходимо восстановить в памяти навыки работы подвижной челюсти и полости рта. Для того чтобы восстановить речь при дизартрии, необходимо выполнять следующие упражнения:

  1. Гимнастика для языка: поочередное расслабление и напряжение языка (высовывая его, упереться языком в зубы и совершать движения по кругу).
  2. Посетить врача-логопеда, который назначит необходимые мероприятия для коррекции и восстановит глотательную функцию.
  3. Терапия при помощи лекарственных препаратов. Эти меры препятствуют образованию осложнений и способствуют улучшению кровообращения.

Упражнения, способствующие восстановлению речи

Чтобы восстановить речь после перенесения инсульта, необходимо каждый день выполнять следующие упражнения:

Упражнения для восстановления речи

  1. Вытянуть губы трубочкой, затем расслабить. Время выполнения — по 5 секунд, потом — 2 секунды на отдых, и выполнение упражнения начинается снова.
  2. Захватить нижнюю губу зубами, слегка прикусить ее, потом отпустить и расслабить губы. После этого захватить зубами и немного прикусить верхнюю губу. Время выполнения упражнения по 5 секунд для каждого положения.
  3. Максимально высунуть язык вперед на три секунды, потянуть вслед за ним шею, расслабиться.
  4. Поочередно облизывать губы сначала в одну сторону, а потом в другую, и так несколько раз. После этого движение нужно продолжать по кругу.

  5. Высунуть вперед язык на три секунды, предварительно свернув его трубочкой. После этого необходимо отдохнуть три секунды.
  6. Надо напрячь язык, дотронуться его кончиком до неба, затем расслабиться.
  7. Хороший эффект дает пение. При этом методе следует для больного как можно чаще петь его любые песни, он может попытаться их подпевать, повторяя окончания или отдельные слова в песне.
  8. Очень хорошо использовать скороговорки, проговаривая их вместе с больным. Они способствуют скорейшему восстановлению речи.

Главное в процессе восстановления речи — помнить о том, что этот процесс длительный и потребует очень много усилий и терпения. Старайтесь, чтобы больной видел только положительный настрой и хорошее отношение к себе. Убедите вашего близкого в том, что он не является обузой. Он должен чувствовать вашу любовь по отношению к себе и что вы ради его выздоровления готовы на все. Только так он сможет быстрее восстановиться.

Для того чтобы человек снова начал разговаривать, важно выполнять все предписания врача-логопеда и не заниматься самолечением. Если что-то сразу не получилось, не надо отчаиваться, с каждым днем можно замечать все новые успехи, которые будут являться стимулом для скорейшего выздоровления.

Не стоит забывать и о том, что для получения желаемого результата очень важна регулярность и системность.

kakbik.ru

Нарушение речи при инсульте

Результат каждого конкретного инсульта никто не взялся бы предсказывать. Симптоматика зависит от того, в какой части головного мозга произошла беда. Навыки движения и навыки общения могут пострадать в любом сочетании. От инсульта страдают следующие проявления высшей нервной деятельности:

  • Двигательные навыки
  • Чувства, включая болевую чувствительность
  • Язык
  • Мышление и память
  • Эмоции

Если затронута способность говорить вообще или говорить связно, то беда не обязательно в том, что нарушены мозговые процессы формирования речи. Трудности в произношении звуков возникают из-за сопровождающей большинство инсультов слабости лицевых мышц, языка или мускулатуры горла, которая заодно причиняет больным проблемы с глотанием и контролем за дыханием. Степень нарушения речи от пациента к пациенту сильно варьируется.

Медики различают три вида нарушений, влияющих на способность к общению после инсульта:

1. Афазия

Под афазией (дисфазией) специалисты понимают локальное отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи, которое происходит из-за поражения различных областей мозга. Афазия сильно влияет на способность человека к общению, но не убавляет умственных способностей. Это нарушение бывает частичным, то есть затрудняется либо чтение, либо речь, либо слух.

афазия

При повреждении участка головного мозга, известного как область Вернике, возникает сенсорная афазия.

Из-за сенсорной афазии пациенту бывает трудно воспринимать длинные и сложные фразы, особенно если вокруг шумно или если одновременно говорят два или больше человека. Иногда больной чувствует себя так, словно окружающие пытаются общаться с ним на иностранном языке. Его собственная речь при этом тоже становится бессвязной.

Если в мозге поврежден двигательно-речевой центр Брока, возникает эфферентная моторная (экспрессивная) афазия.

Больной с афазией Брока понимает окружающих, но не поделится с ними собственными мыслями. Он способен произнести слово про себя, но не вслух. Или, в других случаях, не может сложить из нужных слов связное, грамматически грамотное предложение.

Произнося отдельные звуки, короткие слова или короткие обрывки фраз, пациент с эфферентной моторной афазией может терять в своей речи важные слова или использовать неправильные слова. Бывает, что слово уже готово сорваться с языка, но не может этого сделать.

Афазику кажется, что он разговаривает нормально, но те, кто их слушают, слышат бессмыслицу.

Если в результате инсульта повреждено несколько областей мозга, медики имеют дело со смешанной (глобальной) афазией, затрагивающей все аспекты общения. Иногда приходится говорить, что больной больше не сможет использовать язык для выражения своих мыслей.

2. Дизартрия и апраксия

Эти нарушения затрудняют физическое произношение звуков речи.

Человек, страдающий дизартрией, может подобрать правильные звуки и слова, но не может их выговорить из-за физической проблемы, такой как мышечная слабость или нарушение иннервации речевого аппарата. Из-за дизартрии сильно страдает артикуляция, «заплетается язык», но это не значит, что у больного «заплетается» мышление.

дизартрия

Апраксия (диспраксия, «бездеятельность») – это нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих их коротких движений. При т. н. оральной апраксии расстраиваются сложные движения губ и языка. Из-за моторной апраксии лицевых мышц возникает дефект речи.

3. Другие нарушения

К затруднению общения с перенесшими инфаркт людьми приводят и следующие изменения в состоянии здоровья и поведении:

  • Утрата интонации, используемой для выражения эмоций
  • Застывшее выражение лица
  • Проблемы с пониманием юмора
  • Неспособность поддерживать беседу.

Пациенты с такими симптомами выглядят подавленными притом, что никакой депрессии у них на самом деле нет. Многие больные понимают, что не так. Они стараются сообщить о проблеме собеседникам, дабы избежать непонимания. Уже это отчасти помогает справиться с неприятным симптомом.

4. Другие проблемы

В зависимости от характера повреждения мозга, у перенесших инсульт людей случаются нарушения зрения и слуха, которые тоже влияют на способность общаться, читать и писать.

Обычным последствием инсульта является утомляемость. При этом больного очень утомляет разговор, ибо требует значительных физических усилий.

Прибавить трудностей в общении может стресс, если больной делается нетерпеливым или явно раздражает тех, кто с ним общается. Сказываются на качестве общения и колебания настроения, связанные с постинсультными изменениями в мозге.

Что может логопед?

Терапия нарушений речи – приоритетное направление реабилитации больных после инсульта.

Логопед может помочь справиться с нарушением глотания, которое бывает очень сильным и влияет на произношение звуков речи.

В языковую практику логопедом могут входить интенсивные упражнения по повторению слов, чтению и письму. Квалифицированный специалист способен помочь запомнить важные слова или научить пациента с речевыми нарушениями компенсировать их за счет азбуки жестов.

В наше время прогресса электроники задачу медиков облегчают различные устройства и программы для них. Например, симулятор голоса в смартфоне или компьютере.

симулятор речи после инсульта

Некоторые советы из первых уст

Журналисты из США попросили двоих мужчин рассказать о собственном опыте восстановления речевых навыков после инсульта. Питер, инженер, стал жертвой нарушения мозгового кровообращения в возрасте 59 лет, в самом начале отпуска на Тасмании. Джефф занимался собственным бизнесом до ухода на заслуженный отдых, на момент инсульта проживал в Испании. Оба пациента хорошо постарались для того, чтобы стать полноценными собеседниками снова. Что делает достойными внимания советы, адресованные ими людям, которые ухаживают за больными или делят с ними кров.

Что нужно делать

  • Если к больному обращаются, смотреть надо ему в глаза.
  • Говорить надо медленно и четко, но при этом не меняя высоты голоса.
  • Используйте короткие предложения и не касайтесь больше одной темы одновременно.
  • Старайтесь, чтобы вокруг не было шума.
  • Дублируйте сказанное на бумаге, это помогает.
  • Говорите с больным на темы его интересов, работы и увлечений.
  • Дайте больному шанс сказать то, что он хочет сказать. Не торопите и не поправляйте его.

Что нельзя делать

  • Не заканчивайте фразы за больного.
  • Не говорите слишком быстро.
  • Не разговаривайте с больным так, словно он ребёнок.
  • Не разговаривайте с больным так, словно он сошел с ума.

Главные советы из первых уст – не сдаваться и запастись терпением, т. к. все будет очень медленно, с неминуемыми «взлетами и падениями». Кроме того, длительное общение может сильно утомлять больного, что не всегда понятно собеседнику.

Расслабляться же пациентам советуют с тем, что хорошо знакомо, например, пересматривая любимые фильмы, слушая любимую музыку.

Занятия, восстанавливающие речь после инсульта

В домашних условиях друзья и родственники могут здорово помочь больному заново обрести дар связной речи. При этом роль в восстановлении дара играют разнообразные виды деятельности и досуга. Очень важно не утомить пациента. А пособить в реабилитации могут:

  • Песни, особенно если ранее человек любил петь. Некоторые люди после инсульта сохраняют способность петь, даже теряя навыки обычной речи.
  • Карточные игры, где приходится вслух произносить названия карт.
  • Альбом фотографий, чтобы обсуждать людей и события, запечатленные на снимках.
  • Дневник с записями о визитах, событиях и разговорах. Делать записи могут (и, пожалуй, должны) члены семьи и друзья, чтобы восстанавливающийся больной мог наглядно оценить собственный прогресс.
  • Новости, которые интересны пациенту, и которые он охотно обсудит.

фотоальбом лечебное действие

Советы тем, у кого после инсульта нарушена речь, и тем, кто с ними общается

Если больному трудно высказаться, давайте ему возможность написать слово или фразу или нарисовать то, о чем идёт речь. Иногда люди нормально произносят слова по буквам, но не могут высказать их четко и связно.

Есть упражнения, которые в состоянии выполнять самостоятельно многие больные, в домашних условиях:

  • Чтение азбуки, тренировка произношения гласных и согласных
  • Детские книги и тетради для занятия чтением и письмом
  • Чтение вслух стихов, в том числе детских
  • Перечисление (вслух) имен известных спортсменов
  • Просмотр новостей и повторение того, что говорит диктор
  • Поддержание разговора с домочадцами и друзьями, каких бы усилий это не стоило.

Известно, что все люди разные, и что самыми разными могут быть последствия инсульта. Поэтому нет такой методики восстановления речи, которая подошла бы всем. Полное восстановление, к тому же, не гарантируется и не всегда происходит. Но терпение, желание помочь и ежедневная практика способны на многое на пути к реабилитации после инсульта.

 

kakmed.com

Почему при инсульте люди теряют способность говорить

причина утраты речевой функции Потеря или ухудшение речи, вследствие развития инсульта, называется афазией. Причиной патологических изменений является острое нарушение кровоснабжения мозга, вызывающее атрофию тканей, особенно отделов, непосредственно отвечающих за восприятие информации.

Отсутствие речи наблюдается сразу после приступа. Локализация поражения сосредоточена в корковых долях префронтальных областей. Атрофия и некротические проявления являются необратимыми. Поэтому, чтобы восстановить нарушение речи после инсульта, потребуется длительный период времени, необходимый, чтобы речевые функции научились выполнять неповрежденные участки мозга.

Сколько времени восстанавливается речь

Период времени, в течение которого пациент заново научиться говорить, зависит от типа афазии, а также локализации и объема нарушения мозгового кровообращения. На прогноз реабилитации влияет также скорость оказания первой медицинской помощи. Развивать речь необходимо как можно раньше.

Принято различать несколько видов нарушений, в зависимости от стадии развития патологии:

  • Тотальная афазия – возникает в первые несколько дней после инсульта. В этот момент пациент не понимает прямого обращения, не помнит ничего и никого.
  • Моторная афазия после инсульта – при благоприятном стечении обстоятельств, на смену тотальным нарушениям приходит моторная дисфункция. На этом этапе больной понимает речь, обращенную к нему, но ответить не в состоянии, в лучшем случае от пациента может исходить путаная речь.
  • Сенсорная афазия – особенностью нарушения речевых функций является полное или частичное отсутствие возможности звукового анализа речи. Пациент перестает распознавать слога и звуки, не понимает смысла отдельных слов и предложений. Даже родная речь для пострадавшего, звучит как иностранный язык.

При диагностировании нарушений составляется медицинский протокол исследования речи больного, перенесшего инсульт. Информация, занесенная в историю болезни, существенно облегчает дальнейшую терапию. По записям можно проследить тенденции к улучшению самочувствия пациента и при необходимости скорректировать подход к лечению.

Как и чем лечить нарушение речи после инсульта

Коррекцией речевых нарушений занимается логопед. При назначении терапии, специалист ориентируется на результаты предварительных обследований. Так, пациенты, у которых парализована левая сторона тела, имеют более благоприятный прогноз лечения. Обычно парализация происходит в зеркальном отражении от поврежденного участка мозга. Следовательно, мозговые ткани, отвечающие за речь, и расположенные в левом полушарии, остались неповрежденными.

О поражении речевого центра головного мозга свидетельствует правосторонний парализ. Поэтому, пациенты, у которых парализована правая сторона, имеют более неблагоприятный прогноз.

Сроки восстановления речи напрямую зависят от степени поражения мозговых тканей и локализации кровоизлияния. Речевая терапия назначается сразу после того, как пациент пришел в сознание. Раннее лечение увеличивает шансы на полное восстановление.

Препараты для восстановления речи

Время восстановления речи после инсульта можно сократить к минимуму, если приступить к занятиям с логопедом уже на 1-3 неделе после приступа. Одновременно с логопедической помощью, специальными упражнениями и приемами, назначаются медикаментозные препараты, улучшающие речь.

Курс терапии направлен на восстановление функций поврежденных тканей. Новые методики логопедии постинсультных больных предусматривают использование сразу нескольких лечебных приемов, для поддержания пациента:

  • Диагностика афазии в ранней стадии инсульта – было замечено, что на результаты терапии непосредственно влияет точное определения масштабов и локализации поражения. Возможность обнаружить ранние нарушения существенно улучшает общий прогноз.
    На данный момент около 30% всех пациентов, у которых отнялась речь, утраченные функции восстанавливают до выписки из больницы.
  • Психологическая помощь – нейропсихологические механизмы нарушения речи инсультных больных связаны с возникновением у пациента ощущения, что произошедшие изменения являются необратимыми. Потеря оптимизма является критичной.
    Психологическая помощь включает назначение антидепрессантов и препаратов для улучшения сна, а также личных бесед с пациентом. Больному и его родственникам необходимо внушить, что инвалидность по речи на сегодняшний день является скорее исключением, чем правилом.
  • логопедические приемы Логопедические приемы – методика работы логопеда требует поддержания тесной коммуникации с неврологом. Обязательно назначаются препараты, способные восстановить нарушенные функции мозговых тканей. Широко используются нейропротекторы, а также антикоагулянты.
    Восстановление речи надо начинать с растормаживания произносительной стороны речевой функции. Медикаментозные препараты помогают справиться с определенными трудностями. Но прием препаратов не может заменить занятий с логопедом для восстановления речи после инсульта.

Устранение нарушений развернутой фразовой речи, даже после выписки, проходит исключительно под руководством логопеда. Хорошие результаты приносит использование музыкотерапии и регулярный прием ноотропных протекторов. Внезапное замедление речи в период восстановления может указывать на повторный инсульт. Необходима госпитализация и дополнительное обследование у специалиста.

Как вернуть речь народными средствами

В большинстве случаев, восстановление речи после инсульта наблюдается в домашних условиях. Причем происходит это неожиданно, как для самого пациента, так и его близких родственников.

Быстрее восстановить речь после инсульта поможет использование следующих рецептов народной медицины:

  • мумие для реабилиатции Мумие – принимать состав необходимо по 1,5 – 2 мг. на ночь в течение двух недель. Требуется провести 2-3 курса, с перерывом по 5 дней.
  • Хвойные ванны – длительное отсутствие улучшений речевой функции, при восстановлении подвижности, говорит скорее об психоэмоциональной проблеме. Для стабилизации эмоционального фона помогут ванны для ног с использование хвои. Эфирные масла, содержащиеся в хвое, оказывают расслабляющее влияние.
  • Еще одно народное средство для восстановления речи после инсульта, связано с использованием отвара, и спиртовой настойки из шишек сосны, кедра или ели. Полезное и укрепляющее воздействие на ткани оказывает даже варенье, изготовленное из шишек.

Методы народной медицины направлены на восстановление функции мозговых тканей. Так как некоторые травы и растения имеют противопоказания, перед применением следует проконсультироваться с лечащим врачом.

Массаж для реабилитации речи

Логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт, включает не только работу по восстановлению утраченных речевых функций.

Кровоизлияние приводит к атрофии мышечной системы. Нередко у пациента наблюдается онемение языка. Логопед проводит регулярную стимуляцию всех речевых зон. Язык при инсульте может занять неправильное анатомическое положение, что сделает невозможным для пациента проговаривать звуки.

Регулярное проведение сеансов логопедического массажа способствует быстрому восстановлению пациента.

Какими упражнениями можно восстановить способность говорить

После выписки потребуется продолжать выполнять артикуляционные упражнения. Практические логопедические занятия по восстановлению речи в домашних условиях помогут постепенно улучшить состояние пациента, даже в тех случаях, когда результат не был очевиден во время медикаментозной терапии и занятий с логопедом.

Упражнения для восстановления и развития речи после инсульта включают в себя следующее:

  • упражнение для восстановления голоса Артикуляционная гимнастика для языка – пациенту, стоя перед зеркалом, рекомендуется выполнить несколько простых упражнений. Скрутить язык в трубочку, облизать губы круговыми движениями, попытаться достать им до носа или подбородка.
  • Комплекс логопедических речевых упражнений – включает использование скороговорок, произношения сложных слогов и заучивание определенных отрывков текста. Назначение речевых упражнений происходит исключительно под руководством врача.

Скороговорки для людей после инсульта

Проговаривание скороговорок прочно ассоциируется с детством. Удивительно, на данный прием используется не только детским логопедом. Скороговорки используются для развития речи.

Подбор текстов лучше оставить за лечащим врачом. Он сможет подобрать словосочетания, помогающие восстановить подвижность языка и улучшить дикцию пациента.

Скороговорки обычно направлены на выговаривание определенной буквы из алфавита. Подбирая словосочетания для развития речи, логопед подберет наиболее подходящие, с учетом существующих дефектов дикции.

Оптимистичный настрой и тесное соблюдение рекомендаций, как пациентом, так и его родственниками, существенно улучшает шансы на полное восстановление утраченных речевых функций. Не следует надеяться на быстрый результат. Лучше постепенно идти к поставленной цели, радуясь любым успехам.

ponchikov.net