Диагноз всд у ребенка что это

Такой распространенный на постсоветском пространстве диагноз, как вегетососудистая дистония, вы не найдете ни в одной международной классификации болезней. То, что у нас называют ВСД, в МКБ-10 включено в категорию соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы (код по МКБ-10 F45.3). Однако, как бы ни называли данное расстройство, суть его от этого не меняется. Нейроциркуляторная дистония или вегето-сосудистая дистония у детей – это, скорее, не самостоятельная болезнь, а некий синдром, обусловленный нарушением сосудистого тонуса из-за неправильной работы вегетативной нервной системы, что влечет за собой различные функциональные расстройства организма.

Насколько актуален этот диагноз для детей?

Вегетососудистая дистония симптомы и лечение у детей


Тысячи родителей из года в год сталкиваются с диагнозом ВСД в отношении своих малышей. Если вы обратитесь к врачу с тем, что ребенок жалуется на слабость, головные боли, головокружение, то с максимально возможной вероятностью ему поставят диагноз ВСД. По разным статистическим данным у 15–60% детей (особенно проживающих в городах) обнаруживают симптомы вегето-сосудистой дистонии. Чаще всего, это дети в возрасте 7–9 лет. Неудивительно, что многих родителей интересует, что это вообще за болезнь, как с ней бороться, и насколько это опасно? К выявлению вегето-сосудистой дистонии у ребенка следует относиться, как к тревожному сигналу. Это своего рода пограничное состояние между здоровьем и болезнью. Данный синдром может быть следствием, как неправильного образа жизни, так и серьезной психосоматической либо неврологической патологии.

Если вашему ребенку поставили диагноз ВСД – необходимо, в первую очередь, искать истинные причины того, почему сосудистый тонус ребенка не успевает реагировать на изменение внешних факторов (таких, как стресс, физические нагрузки, перепады погоды и т.д.).

Чудеса диагностики

В западной медицине не ставится диагноз ВСД, так как принято либо тщательно искать соматические причины вегетативной дисфункции, либо отправлять пациента с такими жалобами к психотерапевту. У нас же, при отсутствии четких диагностических критериев, каждый врач в понятие ВСД вкладывает какой-то свой, понятный ему одному, смысл. Хорошо, если педиатр, осознавая беспокойство родителей о здоровье своего ребенка, диагностируя психовегетативный синдром, назначит массажи, лечебную физкультуру, безобидные капельки или чаи, лишь бы родители не пичкали ребенка бесполезными лекарствами.


Однако, нередко бывают ситуации, когда за симптомами нейроциркуляторной дистонии у детей скрывается вполне определенное, но не диагностированное заболевание. Это может быть гипотиреоз или тиреотоксикоз (дисфункции щитовидной железы), мигрень, аритмия, гипертоническая болезнь, невроз и масса других расстройств. В медицине существует более сотни причин головной боли, десятки типов головокружений, для лечения которых существуют четкие критерии. Поэтому, очень важно понять истинную природу вегетативных нарушений, чтобы лечение было эффективным.

ВСД у детей симптомы и лечение

Пусковые механизмы и причины ВСД у детей

Откуда у ребенка может появиться психовегетативный синдром? Ответ следует искать в трех плоскостях:

  • Органические поражения ЦНС. Сюда относятся перинатальные травмы, гипоксия, нейроинфекции, вызывающие повреждение структур мозга (главным образом гипоталамуса). Негативно влияют также различные интоксикации и хронические инфекционные заболевания.
  • Психотравмирующие факторы. Это и конфликтные внутрисемейные ситуации, и чрезмерная опека ребенка, и психологические проблемы в общении со сверстниками. К этой категории относятся также эмоциональные перегрузки и потрясения, умственное перенапряжение, хронический стресс.

  • Наследственно-личностные особенности. К ВСД больше предрасположены астеничные, слишком впечатлительные, робкие и истеричные дети. Генетикой может быть также обусловлен такой фактор, как повышенная истощаемость нервной системы.

Описанные причины являются ключевыми в определении рисков развития вегетативных нарушений у ребенка. Существует также ряд провоцирующих факторов, на которые следует обратить внимание. К ним относятся:

  • эндокринные сдвиги в подростковом возрасте;
  • нехватка каких-либо микроэлементов;
  • нездоровый режим питания;
  • малая подвижность ребенка или, наоборот, сверхвысокие физические нагрузки;
  • плохая экология;
  • влияние бытовой химии;
  • аллергии, а также заболевания разного характера.

Как проявляется ВСД у детей?

Диагноз ВСД что это у ребенка

Учитывая полиморфизм симптоматики, правильнее будет говорить даже не о ВСД, а о синдроме вегетативной дистонии у детей (СВД).


изнаки, по которым малышу могут поставить такой диагноз весьма разнообразные. Важно понимать, что данный синдром не обладает какими-то специфическими, присущими только ему, симптомами. Все типичные для ВСД признаки могут проявляться как при целом ряде других заболеваний, так и в рамках нормы под воздействием определенных внешних факторов. У детей, как и у взрослых, может быть диагностирована нейроциркуляторная дистония по гипотоническому типу, гипертоническому или смешанному. Вас, как родителей, должны насторожить следующие признаки:

  • ухудшение аппетита, диарея, тошнота, частое мочеиспускание;
  • проблемы с дыханием: одышка в состоянии покоя, учащенное с приступами кашля или замедленное дыхание;
  • сонливость, приступы паники, беспокойное поведение, потеря интереса к любимым играм и занятиям;
  • беспричинные скачки температуры тела, потливость;
  • изменение оттенка кожи, зуд, высыпания;
  • панические приступы, головокружение, тревожность, перепады настроения;
  • быстрая утомляемость, головные боли, низкое артериальное давление.

Следует отметить, что особенностью детского возраста является более учащенный в норме пульс (в сравнении с взрослыми). Поэтому на ускоренную работу сердца не следует смотреть как на патологию, если другие симптомы ВСД у ребенка отсутствуют.

Как лечить вегетососудистую дистонию у детей?

Лечение ВСД у детей


Лечение ВСД у детей проводить достаточно сложно, так как многие родители склонны драматизировать, выискивать у своего чада несуществующие болячки и пичкать его ненужными таблетками. Каждый опытный врач понимает, что ВСД – это все, что угодно: симптом, синдром, сигнал опасности, но не самостоятельная болезнь. Поэтому «волшебных» таблеток или капелек от ВСД не существует. Если вам такое предлагают, ищите другого врача! А как же препараты для снятия симптоматики, спросите вы? Если симптомы настолько яркие, что мешают ребенку нормально жить, нужно искать истинные их причины – первичное заболевание. В этом случае, требуйте от врача поставить другой диагноз, пусть даже для этого придется пройти массу обследований. У вашего ребенка врач услышал шумы в сердце? Сделайте УЗИ сердца, чтобы исключить сердечную патологию. Ребенок падает в обмороки и у него кружится голова? Проведите обследование сосудов головного мозга, сделайте МРТ.

Правильный подход к проявлению вегето-сосудистой дистонии, если симптомы умеренные, предполагает следующие методы коррекции и лечения у детей:

  • физиотерапия (лечебный массаж воротниковой зоны, иглорефлексотерапия, электрофорез);
  • психотерапия, а именно обучение методам расслабления и снятия эмоционального напряжения;
  • коррекция режима питания с добавлением мультивитаминных комплексов;
  • физкультура с умеренными нагрузками (подойдет теннис, лыжный спорт, катание на коньках, роликах, подвижные игры, плавание);
  • ограничение компьютера, телевизора, планшетов и прочей техники;
  • здоровый 8-часовой сон и прогулки на свежем воздухе.

Если врач в ответ на ваши жалобы, после проведения многочисленных обследований и диагностических процедур, не выявил никаких серьезных неврологических или соматических патологий у вашего ребенка, поставил диагноз ВСД и назначил выше перечисленные процедуры – держитесь за такого специалиста. Не надо бегать по различным кабинетам в поисках врача, который пропишет «чудодейственное» лекарство. Ваша задача – пересмотреть и скорректировать образ жизни ребенка.

Профилактика: как помочь своим детям?

Ваготония у детей

Что же делать, если вашему ребенку поставили такой странный и непонятный диагноз, как ВСД? Прежде всего, делайте все, что порекомендовал вам лечащий врач, если вы ему доверяете. Вашей главной задачей является профилактика. Следует сделать все, чтобы не только снизить, но и предотвратить в будущем появление симптомов вегето-сосудистой дистонии у ваших детей, тогда и лечение особое не потребуется. Осознайте, что не может быть нормального тонуса сосудов, если ребенок целыми днями смотрит мультики, ест булки и не ходит гулять.


trong>Так как ВСД в большинстве случаев – это следствие неправильного образа жизни, то и профилактика состоит в том, чтобы этот самый образ жизни откорректировать. Подумайте о том, сколько времени ваш ребенок гуляет, занимается спортом. Соотнесите это со временем, которое он проводит у компьютера или телевизора. Оцените, что ваш малыш ест. Исключите синтетические продукты, красители, сладкую газировку. Добавьте в рацион больше овощей, фруктов и сложных углеводов. Уберите из детской комнаты все накопители пыли (ковры, многочисленные мягкие игрушки). Проводите закаливающие процедуры. Постарайтесь снизить стрессовые, психоэмоциональные факторы и нервные перегрузки. При высоких учебных нагрузках давайте ему достаточное количество сладкого. А если у ребенка низкое давление, лучшее средство помощи – сладкий зеленый чай. Не лишней будет также консультация с детским психологом, так как проявление ВСД у малышей зачастую связано с внутрисемейными конфликтами и детскими страхами.

vseostresse.ru

Причины ВСД у детей

Психо-эмоциональные перегрузки в школе могут вызвать развитие ВСД.

Выделяют следующие причины возникновения этого состояния:


  • психо-эмоциональные факторы: сложность учебных программ, стрессовые ситуации в семье или школе, несоблюдение режима дня, переутомление, склонность к депрессии, страхи, постоянное чувство тревоги;
  • гормональные изменения в организме (особенно в подростковом возрасте);
  • травматическое или токсическое воздействие на нервную систему;
  • генетическая предрасположенность не только к развитию ВСД, но и к тяжести, выраженности проявлений;
  • сниженная физическая активность ребенка (длительное времяпрепровождение за компьютером, просмотром телепрограмм).


Симптомы

Клинические проявления ВСД очень разнообразны. Специфических симптомов этого состояния нет, что подчас приводит к заблуждению родителей: проявления синдрома воспринимаются как признаки патологии различных органов и систем.

Насторожить родителей в отношении нейроциркуляторной дистонии, как еще иногда называют этот синдром, должно проявление у ребенка таких косвенных признаков:

  • часто возникающее изменение настроения, плаксивость, страхи и тревожность или апатия, потеря интереса к любимым играм, беспричинное беспокойство в поведении ребенка;

  • снижение активности и подвижности ребенка;
  • нарушения сна в виде сонливости или бессонницы;
  • сухость кожи и нарушение секреции сальных и потовых желез, обильная угревая сыпь;
  • внезапные периодические повышения температуры;
  • диспепсические проявления (тошнота, понос, рвота), повышенное или пониженное слюноотделение, ухудшение аппетита, боли в животе;
  • одышка, частые вздохи.

Особенно важно внимательное отношение родителей к маленьким детям, которые не всегда в состоянии описать возникшие неприятные ощущения и дискомфорт.

ВСД может быть первичным (развиваться самостоятельно) или вторичным, то есть одним из проявлений заболеваний внутренних органов – сахарного диабета, почечной недостаточности, –или нервной системы (травматическое поражение головного или спинного мозга). Степень тяжести ВСДзависит от количества и выраженности симптомов.

Различают такие типы ВСД в виде кардионевроза, который у детей проявляется чаще:

  • гипертонический тип – основным симптомом является повышенное артериальное давление;
  • гипотонический тип – преобладает низкое кровяное давление;
  • кардиальный тип – в клинике превалирует нарушение сердечного ритма;
  • смешанный тип – симптомы всех вышеуказанных форм могут наблюдаться в разных сочетаниях.

В случае преобладания симптомов со стороны дыхательной системы (при дыхательном неврозе) у детей отмечается чувство нехватки воздуха, затрудненный выдох, частые вздохи, внезапная одышка.

Со стороны пищеварительной системы беспокоят спастические боли в животе, диспепсические явления, икота. Спазм пищевода может проявляться болью в груди, усиливающейся при глотании. Часто у детей нарушается отток желчи (дискинезия желчных путей).

Другими вариантами клинических проявлений ВСД могут быть:

  • нарушения терморегуляции: в дневное время температура у ребенка повышается (но не выше 37,5 С), а ночью нормализуется; в правой и левой подмышке может быть разная температура; дети ощущают озноб и постоянное чувство холода;
  • нарушение мочеиспускания: мочевой пузырь опорожняется редко, большими порциями, с натуживанием, или, наоборот, мочеиспускание частое, небольшими порциями;
  • невротические проявления (в разной степени выраженные): беспочвенная тревога и беспричинные страхи, истерики, плохое настроение, вялость и потеря интереса к событиям, склонность к депрессии, повышенная утомляемость, ипохондрия (постоянное выискивание проявлений болезни).

При депрессивном состоянии дети жалуются на неприятные ощущения в теле, которые они называют болью. Такие ощущения, разные по локализации, интенсивности и характеру – сенестопатии – могут появляться изредка, но чаще повторяются ежедневно. Дети иногда описывают их как жжение, чувство холода, покалывание, распирание; в один день они колющие, в другой ноющие. Эти субъективные ощущения не связаны с заболеванием, хотя многие родители их могут так расценивать.

Для ВСД характерны вегетативные кризы (при легком течении они могут не проявляться). Такой приступ (паническая атака) возникает внезапно и развивается очень быстро, в течение нескольких минут. Он характеризуется неприятными ощущениями и реакциями: появляется «удушье», сердцебиение, дрожь в теле, потливость, слабость в конечностях, чувство онемения.

Возможны нарушения походки, слуха, речи, зрения. Очень характерным является страх смерти, страх за свое здоровье, чувство безысходности. Спровоцировать появление криза могут физические и психические перенапряжения, гормональные изменения. У некоторых пациентов отмечается связь кризов с метеорологическими (погодными) изменениями.

У детей может развиваться невроз из-за страха повторения приступа. Это изменяет поведение ребенка и ухудшает его социальную адаптацию. Некоторые дети могут непроизвольно шантажировать родителей своим плохим самочувствием.

Диагностика ВСД

Диагностика вегетососудистой дистонии весьма затруднительна, так как приходится исключать целый ряд различных заболеваний, при которых возможны аналогичные проявления. Родители вынуждены:

  • провести ребенку ряд лабораторных и инструментальных обследований;
  • получить консультации врачей разных специальностей (кардиолога, невролога, педиатра, психолога и даже психиатра).

Лечение ВСД

Применяются два метода лечения: медикаментозный и немедикаментозный, причем основным методом является немедикаментозная терапия. В некоторых случаях лечение и наблюдение за ребенком проводит не только педиатр, а и кардиолог, невролог или психоневролог.

Немедикаментозное лечение
Основные составляющие немедикаментозной терапии:

  1. Постоянное соблюдение режима дня: достаточный по продолжительности ночной сон (не менее 8 часов), чередование труда и отдыха, прогулки на воздухе (не менее 2 часов), ограничение времени (не более 30-60 минут, в зависимости от возраста) пребывания у компьютера и телевизора.
  2. Занятия подвижными видами спорта (плаванье, коньки, лыжи, теннис, волейбол, велосипед и др.).
  3. Массаж, закаливание организма.
  4. Сбалансированное, рациональное, витаминизированное питание.
  5. Фитотерапия (фиточаи).
  6. Психотерапия (аутотренинг), слушание музыки (кроме рок-музыки), гипноз в тяжелых случаях.
  7. Иглорефлексотерапия, электрофорез на воротниковую зону.

Медикаментозная терапия

Медикаменты применяются в случае тяжелой формы вегетативной дистонии. Задачей лекарственного лечения является восстановление нормальной функции нервной системы. С этой целью применяются ноотропы: Пантогам, Кавинтон, Церебролизин, Пирацетам. Эти препараты улучшают обменные процессы в нервных клетках и микроциркуляцию в головном мозгу.

Применяются и витаминно-минеральные комплексы, особенно важны витамины группы В. При болевых ощущениях детям назначают спазмолитики (Папаверин, Но-шпа).

В зависимости от выраженности психосоматических реакций могут использоваться транквилизаторы или психостимуляторы, антидепрессанты, нейролептики: Беллатаминал, Рекситин, Амитриптилин и др. Эти препараты назначает только врач-психоневролог.

Широко используется в лечении детей и фитотерапия – отвары или настои трав: аира, женьшеня, лимонника, элеутерококка, солодки, золотого корня, заманихи и др. Успешно применяется препарат «Кратал для детей», в составе которого имеются экстракты пустырника и боярышника, таурин (аминокислота). Препарат оказывает не только успокаивающее действие, но и мягкое кардиотоническое воздействие.

Медикаментозные курсы не должны быть длительными, чтобы исключить развитие зависимости у ребенка от лекарств.

Профилактика ВСД у детей заключается в обеспечении для ребенка нормальных социальных, психо-эмоциональных условий жизни и исключении всех факторов, способствующих развитию ВСД.

Резюме для родителей

Вегето-сосудистая дистония имеет крайне разнообразную симптоматику, симулируя патологию различных органов. Не все перечисленные выше признаки заболевания проявляются у каждого ребенка. Родителям не следует пытаться самостоятельно диагностировать и тем более лечить вегето-сосудистую у детей. Чтобы нормализовать состояние ребенка с ВСД, следует неукоснительно соблюдать все рекомендации врача.


myfamilydoctor.ru

Сосудистые дистонии у детей

Сосудистые дистонии у детей (dystoniae vascijlares) — это группа состояний и заболеваний, сопровождающихся отклонением артериального давления от возрастных норм, что обусловлено в основном нарушениями центральной регуляции сосудистого тонуса. Различают сосудистые дистонии гипертонического и гипотонического типа, а также вегетососудистую дистонию пубертатного периода.

Лечение сосудистых дистоний у детей

Терапия сосудистых дистоний должна быть комплексной и базироваться на принципах ранней диагностики, этапности и длительного диспансерного наблюдения. В каждом конкретном случае, проводя лечение сосудистых дистоний, необходимо устранить причины, вызывающие дистонию, нормализовать нагрузку и образ жизни. На ранних стадиях сосудистой дистонии следует организовать занятия физкультурой на свежем воздухе и утреннюю гигиеническую зарядку, а также проводить другие оздоровительные и закаливающие мероприятия. Показана санация очагов хронической инфекции. При сосудистых дистониях гипертонического типа детям ограничивают употребление соли, назначают гипосенсибилизирующие, седативные и транквилизирующие средства, малые дозы (3-адреноблокаторов, курсы электросна.

Средства лечения сосудистых дистоний

При дистониях гипотонического типа в период лечения большое значение придается физиотерапевтическим методам (веерный и циркулярный душ, хлоридные ванны, электрофорез с кальцием, мезатоном, кофеином на воротниковую область, субэритемное облучение ультрафиолетом, массаж, обтирания, обливания, электросон) и фитотерапии с использованием настоек китайского лимонника, женьшеня, аралии, корня левзеи, пантокрина, элеутерококка. При отсутствии эффекта внутрь назначаются апилак, кофеин, фетанол, внутримышечно вводятся витамины группы В, внутривенно — 2(3 % раствор глюкозы.

Симптомы сосудистых дистоний у детей

Распространенность сосудистых дистонии в детской популяции населения составляет в среднем около 10%, среди них преобладают дистонии гипертонического типа (в 6,5%, по данным НИИ педиатрии АМН СССР, тогда как на долю дистонии гипотонического типа приходится 3,4%). Нарушения сосудистого тонуса могут возникнуть в любом возрасте, но наиболее часто — у детей препубертатного возраста и у подростков.

Сосудистая дистония у детей сопровождается симптомами поражения ЦНС и сердечно-сосудистой системы, отрицательно сказывается на работоспособности школьников, затрудняет адаптацию их к режиму занятий, создает ограничения в выборе профессии и годности к военной службе. Более чем у 1/3 детей с сосудистой дистонией патологические нарушения сосудистого тонуса закрепляются, а у 1/5 даже прогрессируют и в дальнейшем трансформируются в гипер- или гипотоническую болезнь лиц молодого возраста. В связи с этим сосудистые дистонии являются важной педиатрической, общемедицинской и социальной проблемой. Профилактика гипертонической болезни и состояний артериальной гипотензии должна начинаться в детском возрасте.

Причины сосудистых дистоний у детей

Этиология. Причины, способствующие нарушению сосудистого тонуса, многообразны и включают в зависимости от возраста больных ряд патологических состояний, наследственных особенностей организма, воздействий внешней среды, заболеваний и др. У маленьких детей подобные состояния, как правило, вторичны и сопутствуют постгипоксической энцефалопатии, аномалиям конституции, тяжелым инфекционным заболеваниям и нарушениям электролитного баланса. В старшем школьном и подростковом возрасте постепенно повышается удельный вес первичных дистонии как гипертонического, так и гипотонического типа, обусловленных возрастными особенностями нервной и эндокринной систем.

Патогенез. Наиболее часто дистонические состояния развиваются в момент возрастной перестройки нейроэндокринной регуляции и максимальной интенсивности роста, т. е. у девочек 12-14 лет и мальчиков 13-15 лет. Процессы акселерации, свойственные современным детям, усиливают гетерохронизм созревания отдельных органов и систем. В частности, наблюдается несоответствие между ростом сердца и крупных сосудов, магистральных сосудов и капиллярного русла, сердечно-сосудистой системы в целом и функциональными возможностями регулирующих вегетативных сосудистых центров.

Дискоординация деятельности коры и подкорки, свойственная этому периоду, приводит к временному преобладанию одного из отделов вегетативной нервной системы (симпатического или парасимпатического) или одновременному перевозбуждению того и другого. В подобные критические моменты легко проявляются и наследственные, семейные особенности организма и склонность к перевозбуждению вегетативных центров, лабильность сосудистого тонуса, повышенная чувствительность сосудов как к прессорным, так и к депрессорным биологически активным веществам, неустойчивость водно-солевого обмена.

Психическое перенапряжение, особенно отрицательные эмоции, в этих условиях нарушает неустойчивое равновесие и вызывает дискоординацию деятельности системы гипоталамус — гипофиз — надпочечники, которая может выражаться как в усилении адренергических или симпатических влияний, так и в их ослаблении. Следствием является возникновение разнообразных сосудистых дистоний.

Диагноз и дифференциальная диагностика

Сосудистой дистонии устанавливается на основании выявления отклоняющегося от нормы артериального давления, особенно у детей пубертатного возраста после физического напряжения или психического стресса на фоне высокой учебной или спортивной нагрузки. Дополнительно учитывают проявления вегетативных расстройств и изменений со стороны сердечно-сосудистой системы и сосудов глазного дна.

Сосудистая дистония у детей должна дифференцироваться от симптоматических гипертоний, в том числе почечного происхождения, при коарктации аорты, гормонально-активной опухоли, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Профилактика сосудистых дистоний

Первичная профилактика заключается в регулярной диспансеризации всех школьников с обязательным измерением у них артериального давления, разумной организации режима дня и нагрузки детей и особенно подростков, в борьбе с гиподинамией и избыточной массой тела. Следует выделить группы риска для диспансерного наблюдения, включая туда детей с отягощенным семейным анамнезом, негармонично развитых, астеников и т. д. Большое значение имеет санитарно-просветительная работа с детьми и их родителями. Вторичная профилактика проводится путем диспансерного наблюдения за больными детьми, осуществляемого не реже 1 раза в 3 мес. Она направлена на предупреждение кризовых состояний и предусматривает определение оптимальных норм учебной нагрузки и отдыха, проведение лекарственного лечения и фитотерапии, превентивных курсов физиолечения.

Прогноз. Проведение указанных мер профилактики и лечения делает его благоприятным у большинства детей. Несоблюдение их создает возможность перехода сосудистой дистонии в гипертоническую болезнь взрослых или стойкую артериальную гипотензию.

Вегето сосудистая дистония у детей

Синдром вегетативной дистонии (СВД) — симптомокомплекс многообразных клинических проявлений, затрагивающий различные органы и системы и развивающийся вследствие отклонений в структуре и функции центральных и/или периферических отделов вегетативной нервной системы.

Вегето сосудистая дистония у детей — не самостоятельная нозологическая форма, однако в сочетании с другими патогенными факторами она может способствовать развитию многих заболеваний и патологических состояний, чаще всего имеющих психосоматический компонент (артериальная гипертензия, ИБС, бронхиальная астма, язвенная болезнь и др.). Вегетативные сдвиги определяют развитие и течение многих заболеваний детского возраста. В свою очередь, соматические и любые другие заболевания могут усугублять вегетативные нарушения.

Признаки СВД выявляют у 25-80% детей, преимущественно среди городских жителей. Их можно обнаружить в любом возрастном периоде, но чаще наблюдают у детей 7-8 лет и подростков. Чаще данный синдром наблюдают у девочек.

Лечение вегетососудистой дистонии у детей

Лечение вегето сосудистой дистонии должно быть комплексным, длительным, индивидуальным, учитывающим особенности вегетативных нарушений и их этиологию. Предпочтение отдают немедикаментозным методам. К ним относят нормализацию режима дня, устранение гиподинамии, дозированную физическую нагрузку, ограничение эмоциональных воздействий (телепередачи, компьютерные игры), индивидуальную и семейную психологическую коррекцию, а также регулярное и рациональное питание. Положительный эффект в лечении оказывают лечебный массаж, иглорефлексотерапия, водные процедуры. Особенности физиотерапевтического воздействия зависят от формы вегетативных расстройств (например, при ваготонии назначают электрофорез с кальцием, кофеином, мезатоном, а при симпатикотонии — с эуфиллином, папаверином, магнием, бромом).

При недостаточной эффективности немедикаментозного лечения чтобы избавиться от вегето сосудистой дистонии назначают индивидуально подобранную медикаментозную терапию ограниченным количеством препаратов в минимальных дозах с постепенным их увеличением до эффективных. Большое значение в комплексной терапии вегетососудистой дистонии придают лечению хронической очаговой инфекции, а также сопутствующей соматической, эндокринной и другой патологии.

Как избавиться от вегетососудистой дистонии?

Лечение вегетососудистой дистонии проводится с помощью седативных средств (препараты валерианы, пустырника, зверобоя, боярышника и др.), а также транквилизаторов, антидепрессантов, ноотропов (например, фенибут, карбамазепин, диазепам, амитриптилин, пирацетам, пиритинол).

Нередко благоприятное действие в том чтобы избавиться от вегетососудистой дистонии оказывает применение глицина, пантогама, глутаминовой кислоты, комплексных витаминных и микроэлементных препаратов.

Для улучшения церебрального и периферического кровообращения, восстановления микроциркуляции применяют винпоцетин (например, кавинтон), циннаризин, никотиновую кислоту, пентоксифиллин (например, трентал).

При симпатикотонии возможно применение Радреноблокаторов [пропранолола (например, анаприлина, обзидана)], при наличии ваготонических реакций — психостимуляторов растительного происхождения (препаратов элеутерококка, лимонника, заманихи и др.).

У детей с внутричерепной гипертензией проводят дегидратационную терапию [ацетазоламид (диакарб) с препаратами калия, глицерол]. Большое значение в комплексном лечении вегетососудистой дистонии придают лечению хронической очаговой инфекции, а также сопутствующей соматической, эндокринной или другой патологии.

При развитии вегетативных пароксизмов в тяжёлых случаях наряду с применением немедикаментозных методов и лекарственной пероральной терапии необходимо парентеральное введение транквилизаторов, нейролептиков, Радреноблокаторов, атропина в зависимости от характера криза. Диспансерное наблюдение за детьми с вегетососудистой дистонией должно быть регулярным (1 раз в 3-6 мес или чаще в зависимости от формы, тяжести и типа течения синдрома), особенно в переходные сезоны (весна, осень), когда необходимо повторять обследование и по показаниям назначать комплекс лечебных мероприятий.

Симптомы вегетососудистой дистонии у детей

Для вегетососудистой дистонии характерны многообразные, зачастую яркие субъективные симптомы заболевания, не соответствующие значительно менее выраженным объективным проявлениям той или иной органной патологии. Клиническая картина вегетососудистой дистонии во многом зависит от направленности вегетативных нарушений (преобладание ваго или симпатикотонии).

Ваготония

Детям с ваготонией свойственны такие симптомы: множество ипохондрических жалоб, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, нарушения памяти, расстройства сна (трудность засыпания, сонливость), апатия, нерешительность, пугливость, склонность к депрессиям. Характерны снижение аппетита в сочетании с избыточной массой тела, плохая переносимость холода, непереносимость душных помещений, ощущение зябкости, чувство нехватки воздуха, периодические глубокие вздохи, ощущение «комка» в горле, а также вестибулярные расстройства, головокружения, боли в ногах (чаще в ночное время), тошнота, немотивированные боли в животе, мраморность кожи, акроцианоз, выраженный красный дермографизм, повышенное пото, салоотделение, склонность к задержке жидкости, преходящие отёки под глазами, частые позывы к мочеиспусканию, гиперсаливация, спастические запоры, аллергические реакции. Сердечно-сосудистые расстройства проявляются болями в области сердца, брадиаритмией, тенденцией к снижению АД, увеличением размеров сердца за счёт снижения тонуса сердечной мышцы, приглушением сердечных тонов. На ЭКГ выявляют синусовую брадикардию (брадиаритмию), возможны экстрасистолии, удлинение интервала Р-Q (вплоть до атриовентрикулярной блокады I-II степени), а также смещение сегмента ST выше изолинии и увеличение амплитуды зубца Т.

Симпатикотония

Детям с симпатикотонией присущи такие симптомы: темпераментность, вспыльчивость, изменчивость настроения, повышенная чувствительность к боли, быстрая отвлекаемость, рассеянность, различные невротические состояния. Они часто жалуются на чувство жара, ощущение сердцебиения. При симпатикотонии часто наблюдают астеническое телосложение на фоне повышенного аппетита, бледность и сухость кожи, выраженный белый дермографизм, похолодание конечностей, онемение и парестезии в них по утрам, немотивированное повышение температуры тела, плохую переносимость жары, полиурию, атонические запоры. Дыхательные расстройства отсутствуют, вестибулярные нехарактерны. Сердечнососудистые расстройства проявляются наклонностью к тахикардии и повышению АД при нормальных размерах сердца и громких его тонах. На ЭКГ часто выявляют синусовую тахикардию, укорочение интервала Р-Q, смещение сегмента ST ниже изолинии, уплощённый зубец Т.

Нейроциркуляторная дистония

При преобладании кардиоваскулярных расстройств в комплексе имеющихся вегетативных нарушений допустимо использовать термин «нейроциркуляторная дистония». Однако следует учитывать, что нейроциркуляторная дистония представляет собой составную часть более широкого понятия СВД. Выделяют три типа нейроциркуляторной дистонии: кардиальный, васкулярный и смешанный.

  • Кардиальный тип нейроциркуляторной дистонии (функциональная кардиопатия) проявляется нарушениями ритма и проводимости (синусовая брадикардия, экстрасистолия, пароксизмальная и непароксизмальная тахикардии, атриовентрикулярная блокада I-II степени), нарушением процессов реполяризации желудочков (неспецифические изменения сегмента ST), некоторыми формами ПМК.
  • Нейроциркуляторная дистония по васкулярному типу сопровождается артериальной гипертензией (нейроциркуляторная дистония по гипертоническому типу) или гипотензией (нейроциркуляторная дистония по гипотоническому типу).
  • Смешанный тип нейроциркуляторной дистонии имеет элементы как кардиального, так и васкулярного типов с различными комбинациями их симптомов.

Течение вегетососудистой дистонии у детей

СВД у детей может протекать латентно, реализуясь под влиянием неблагоприятных факторов, или перманентно. Возможно развитие вегетативных кризов (пароксизмов, вегетативных бурь, панических атак). Кризовые состояния возникают при эмоциональных перегрузках, умственном и физическом перенапряжении, острых инфекционных заболеваниях, резком изменении метеоусловий и отражают срыв в системе вегетативной регуляции. Они могут быть кратковременными, продолжаясь несколько минут или часов, или длительными (несколько суток) и протекать в виде вагоинсулярных, симпатоадреналовых или смешанных кризов.

Вагоинсулярные кризы сопровождаются внезапно развивающейся бледностью, потливостью, снижением температуры тела и АД, тошнотой, рвотой, болями в животе и резким вздутием кишечника, изредка — отёком Квинке. Возможны синкопальные состояния, приступы болей в области сердца (псевдостенокардитический синдром), мигрень или удушье, напоминающее приступ бронхиальной астмы.

Симпатоадреналовые кризы сопровождаются чувством тревоги и страхом смерти, ознобом, головной болью, тахикардией (часто пароксизмальной), повышением АД, подъёмом температуры тела (до 3940 °С), сухостью во рту, частым мочеиспусканием, полиурией.

СВД имеет некоторые особенности у детей разного возраста. Так, у дошкольников вегетативные нарушения, как правило, умеренные, субклинические, с преобладанием признаков ваготонии (повышение тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы). У подростков СВД протекает более тяжело, с многообразными и выраженными жалобами и частым развитием пароксизмов. Повышение вагусного влияния у них сопровождается существенным снижением симпатической активности.

Причины вегетососудистой дистонии у детей

Причины формирования вегетативных расстройств многочисленны. Основное значение имеют первичные, наследственно обусловленные отклонения в структуре и функции различных отделов вегетативной нервной системы, чаще прослеживаемые по материнской линии. Другие факторы, как правило, играют роль пусковых механизмов, вызывающих манифестацию уже имеющейся скрытой вегетативной дисфункции.

Формированию СВД во многом способствуют перинатальные поражения ЦНС, приводящие к церебральным сосудистым расстройствам, нарушению ликвородинамики, гидроцефалии, повреждению гипоталамуса и других отделов лимбикоретикулярного комплекса. Повреждение центральных отделов вегетативной нервной системы приводит к эмоциональному дисбалансу, невротическим и психотическим нарушениям у детей, неадекватным реакциям на стрессовые ситуации, что также влияет на формирование и течение СВД.

В развитии симптомов СВД очень велика роль различных психотравмирующих воздействий (конфликтные ситуации в семье, школе, семейный алкоголизм, неполные семьи, изолированность ребёнка или чрезмерная опека его родителями), приводящих к психической дезадаптации детей, способствующей реализации и усилению вегетативных расстройств. Не меньшее значение имеют часто повторяющиеся острые эмоциональные перегрузки, хронические стрессы, умственное перенапряжение.

К провоцирующим факторам относят разнообразные соматические, эндокринные и неврологические заболевания, аномалии конституции, аллергические состояния, неблагоприятные или резко меняющиеся метеорологические условия, особенности климата, экологическое неблагополучие, нарушения баланса микроэлементов, гиподинамию или чрезмерную физическую нагрузку, гормональную перестройку пубертатного периода, несоблюдение режима питания и т.д.

Несомненное значение имеют возрастные особенности темпов созревания симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, нестабильность метаболизма головного мозга, а также присущая детскому организму способность к развитию генерализованных реакций в ответ на локальное раздражение, что определяет больший полиморфизм и выраженность синдрома у детей по сравнению с взрослыми. Нарушения, возникшие в вегетативной нервной системе, приводят к разнообразным изменениям функций симпатической и парасимпатической систем с нарушением выделения медиаторов (норадреналина, ацетилхолина), гормонов коры надпочечников и других желёз внутренней секреции, ряда биологически активных веществ (полипептидов, простагландинов — Пг), а также к нарушениям чувствительности сосудистых а и радренорецепторов.

Это вызывает большое многообразие и различную выраженность субъективных и объективных проявлений СВД у детей и подростков, зависящих от возраста ребёнка. Вегетативные изменения у них зачастую носят полиорганный характер при преобладании дисфункции в какой-либо одной системе, чаще в сердечно-сосудистой.

Классификация вегетососудистой дистонии

До настоящего времени общепринятой классификации СВД не разработано. При формулировке диагноза учитывают:

  • этиологические факторы;
  • вариант вегетативных расстройств (ваготонический, симпатикотонический, смешанный);
  • распространённость вегетативных расстройств (генерализованная, системная или локальная форма);
  • системы органов, наиболее вовлечённых в патологический процесс;
  • функциональное состояние вегетативной нервной системы;
  • степень тяжести (лёгкая, среднетяжёлая, тяжёлая);
  • характер течения (латентный, перманентный, пароксизмальный).

Диагностика вегетососудистой дистонии у детей

Уже при сборе анамнеза выявляют семейную отягощённость по вегетативным нарушениям и психосоматической патологии. При этом в семьях пациентов с ваготонией чаще выявляют бронхиальную астму, язвенную болезнь желудка, нейродермит, а при симпатикотонии — гипертоническую болезнь, ИБС, гипертиреоз, сахарный диабет. В анамнезе у детей с СВД нередко выявляют неблагоприятное течение перинатального периода, рецидивирующие острые и хронические очаговые инфекции, указание на соединительнотканную дисплазию.

Состояние вегетативной нервной системы определяют по исходному вегетативному тонусу, вегетативной реактивности и вегетативному обеспечению деятельности. Исходный вегетативный тонус, характеризующий направленность функционирования вегетативной нервной системы в состоянии покоя, оценивают по анализу субъективных жалоб и объективных параметров, данных ЭКГ и кардиоинтервалографии. Показатели вегетативной реактивности и вегетативного обеспечения деятельности (результаты различных проб — клиноортостатической, фармакологических и др.) позволяют более точно оценить характеристики вегетативных реакций в каждом конкретном случае.

В диагностике СВД важная роль отводится ЭЭГ, ЭхоЭГ, РЭГ, реовазографии, позволяющим оценить функциональное состояние ЦНС, выявить изменения церебральных и периферических сосудов, внутричерепную гипертензию.

При обнаружении нарушений ритма и проводимости, изменениях сегмента ST на ЭКГ проводят необходимые фармакологические пробы, холтеровское мониторирование ЭКГ и др. При СВД необходимы консультации невролога, ЛОРврача, окулиста, эндокринолога, а в ряде случаев — и психиатра.

Так как ВСД представляет собой не нозологическую форму заболевания, а результат дисфункции различных структур головного мозга, поражений эндокринных желёз, внутренних органов и т.д., на первое место при постановке диагноза необходимо ставить этиологический фактор (если он выявлен), что также способствует проведению целенаправленной терапии.

Дифференциальная диагностика вегетососудистой дистонии

Дифференциальная диагностика позволяет исключить заболевания, имеющие сходную с СВД симптоматику.

При наличии кардиальных жалоб, сопровождающихся объективными изменениями со стороны сердца, в частности систолическим шумом, необходимо исключить ревматизм, имеющий достаточно характерные диагностические критерии. При этом следует учитывать частое сочетание вегетативных нарушений с признаками дисплазии соединительной ткани, клинические проявления которых в совокупности напоминают не только ревмокардит, но и ВПС, неревматический кардит.

При обнаружении повышенного АД необходимо провести диагностический поиск, направленный на исключение первичной и симптоматической артериальной гипертензии.

Дыхательные нарушения (одышка и особенно приступы удушья), возникающие при кризовых реакциях у детей с СВД, в ряде случаев дифференцируют с бронхиальной астмой.

При наличии лихорадочных реакций необходимо исключить острое инфекционное заболевание, сепсис, инфекционный эндокардит, а также онкологическую патологию.

При наличии выраженной психовегетативной симптоматики необходимо исключить психические расстройства.

Профилактика вегетососудистой дистонии

Профилактика представляет собой комплекс превентивных мер, направленных на предотвращение действия возможных факторов риска, предупреждение прогрессирования имеющихся вегетативных сдвигов и развития пароксизмов.

Прогноз: при своевременном выявлении и лечении вегетативных нарушений, последовательном проведении профилактических мероприятий прогноз благоприятный. Прогредиентное течение СВД может способствовать формированию разнообразной психосоматической патологии, а также приводит к физической и психологической дезадаптации ребёнка, неблагоприятно влияет на качество его жизни не только в детстве, но и в дальнейшем.

www.medmoon.ru

Симптомы вегето-сосудистой дистонии у детей

болит голова

Признаки ВСД у детей очень разнообразны, проявляются в зависимости от доминирования симпатических или парасимпатических эффектов. Различают несколько ведущих форм заболевания:

  1. Симпатотоническую.
  2. Ваготоническую.
  3. Смешанную.

При определении формы ВСД в первую очередь оцениваются изменения в работе сердца и сосудов, различают:

  • кардиальный тип – характеризуется изменениями в работе сердца аритмиями по типу тахикардии, брадикардии, экстрасистолии. Субъективно ребенок может жаловаться на боль в области сердца, ощущение остановки сердца, нехватку воздуха;
  • гипотензивный тип – характеризуется понижением цифр артериального давления, слабостью в мышцах, похолоданием и побледнением кожи, головокружением, предобморочным состоянием, снижением сердцебиения;
  • гипертензивный тип – отражается повышением значений артериального давления, сильными головными болями, головокружением, учащенным сердцебиением, покраснением кожи лица, повышенным потоотделением;
  • смешанный тип – не имеет конкретно выраженных симптомов, проявляется всеми вышеперечисленными признаками в различной степени.

Кроме изменения в работе сердца и сосудов ВСД у детей часто проявляется психоэмоциональными изменениями, нарушениями со стороны пищеварительной, дыхательной, терморегулирующей, мочеполовой систем.

Психоэмоциональные изменения проявляются:

  • перепадами настроения, апатичностью;
  • хронической усталостью;
  • чувством страха, тревоги;
  • нарушением аппетита;
  • депрессивным состоянием;
  • ухудшением сна, бессонницей;
  • замкнутостью.

Со стороны дыхательной системы, вероятно появление нарушения дыхания: в форме затруднения вдоха, выдоха или одышки без физической нагрузки. При изменении в работе пищеварительной системы дети жалуются на боли различной локализации в животе, часто связанные с нервным перенапряжением, рвоту, отсутствие аппетита, изменения стула. Нарушения деятельности мочеполовой системы могут проявляться ночным энурезом или недостаточным освобождением мочевого пузыря. При изменении терморегуляции наблюдается беспричинное повышение температуры в дневное время, озноб и снижение температуры ночью.

Особенностью клинической картины при ВСД является непостоянность жалоб и симптомов. Вегетативные кризы могут проявляться эпизодически или каждый день на фоне стресса, изменения погоды, физической нагрузки, но при этом общее самочувствие не ухудшается. Часто ребенок может изменять жалобы, по-разному описывать интенсивность, местоположение боли и свое состояние.

Диагностика

ребенок обследование головы

В связи, с большим разнообразием жалоб и проявлений, диагноз ВСД устанавливается способом исключения других органических и инфекционных заболеваний, протекающих с похожими симптомами. Помимо консультации педиатра, часто назначается обследование кардиолога, невролога, эндокринолога, психолога, гастроэнтеролога.

При диагностике особое внимание уделяют исследованию сердца, сосудов и нервной системы. Используются методы лабораторно-инструментального обследования, в частности:

  • электрокардиограмму;
  • холтеровское мониторирование;
  • ЭЭГ;
  • ЭхоЭГ;
  • ортостатические, фармакологические пробы для оценки вегетативной реактивности.

Лечение вегето-сосудистой дистонии

При выборе способа лечения у детей предпочтительно выбирают немедикаментозные методы лечения, фармакологические препараты применяются симптоматически в тяжелых случаях заболевания.

Немедикаментозное лечение направлено на изменение качества жизни, рекомендуется:

  1. Нормализовать режим дня – распределить равномерно время для занятий и отдыха, уделять большее внимание возрастным нормам сна.
  2. Исключить стресс-факторы в семье, школе.
  3. Адекватная физическая нагрузка, занятие не травматичными видами спорта, прогулки на свежем воздухе.
  4. Диета с уменьшением содержания острой, соленой пищи, копченостей, тонизирующих напитков. Питание должно быть регулярным, сбалансированным с высоким содержанием основных витаминов и микроэлементов.
  5. Психологическая коррекция, аутотренинг.
  6. Физиотерапевтические процедуры – электрофорез, электросон, магнитолазерная терапия. Водные процедуры (йодобромные, сероводородные, хвойные ванны, циркулярный душ), массаж, иглоукалывание, фитоароматерапия.

При неэффективности немедикаментозного лечения, назначаются лекарственные препараты. В детской практики предпочтении отдают:

  • седативным препаратам на основе лекарственных трав – седавит, персен, настойки валерьяны, боярышника, пустырника;
  • ноотропным средствам – пирацетам, фезам, юкамен, кортексин;
  • поливитаминным комплексам.

При тяжелых проявлениях ВСД в крайнем случае по показаниям и с учетом возрастных ограничений назначаются: антидепрессанты, транквилизаторы, антиаритмические и гипотензивные препараты.

www.infmedserv.ru